Об экспонатах и опытах
Экспонаты у нас, на первый взгляд, очень простые, но в то же время они прекрасно подходят для объяснения некоторых законов естественных наук. Например, у нас есть стул, в сиденье которого вбито 2 тыс. гвоздей острием вверх. Когда их трогаешь, то понимаешь, насколько они острые – можно проткнуть палец. Однако если на этот стул сесть, то больно не будет. А все объясняется обычным физическим законом: чем больше площадь, тем давление меньше. Это знание очень полезно с практической точки зрения и даже может помочь сохранить жизнь. Например, если человек провалился под лед, то нужно лечь на лед и ползти, а ни в коем случае не бежать по льду. На лекциях были самые разные эксперименты. Например, показывали, как собрать батарейку из лимона или как сделать маленький двигатель, демонстрировали, чем вредна Coca Cola, и многое другое. Главное, что все, о чем мы говорили, было взято из повседневной жизни, а потому было максимально понятно и полезно.
Об аудитории
Наша аудитория – совершенно разного возраста. Это и дошкольники, и школьники, и студенты, и родители, и даже пенсионеры. Каждый из наших слушателей находит для себя что-то новое и важное. Однажды у нас на экскурсии были туристы. Группа китайцев проявила неподдельный интерес к нашим экспонатам, хотя, мы думали, что их сложно чем-то удивить.
О запоминающихся случаях
Один случай мне особенно запомнился. К нам на лекции ходил мальчик с бабушкой. Ребенок еще маленький, наверное, семи-восьми лет. Но он не пропускал ни одной лекции, а потом с интересом изучал книжные выставки, которые мы обязательно готовим по каждой теме. В результате, мальчик заставил бабушку записаться к нам в библиотеку (по правилам, в научную библиотеку записывают с 14 лет, поэтому мальчик пока еще не мог стать нашим читателем) и взять интересующие его книги в абонементе. И уже после бабушка рассказывала, что внук всерьез увлекся наукой, дома самостоятельно ставит опыты и читает специальную литературу.
О личном опыте
По складу мышления я – гуманитарий. В какой-то момент я поняла, что мои знания о естественных науках мизерные. Хотя, на самом деле, это очень интересное направление и с естественными науками в том или ином виде мы в повседневной жизни сталкиваемся на каждом шагу. Я очень люблю свою профессию, но объективно знания в области физики гораздо полезнее, чем, например, умение разобрать стихотворение на ямбы и хореи. Толчком к таким раздумьям был цикл лекций по астрономии, который я посещала с большим интересом. Тогда-то и пришло осознание, что таких, как я, кто хотел бы побольше узнать о естественных науках, много.
Об отношении к проекту
На этот проект у меня ушло много сил, но когда я вижу полный зал людей с горящими глазами, то понимаю, что делаю что-то нужное людям. И еще один важный момент – после лекций люди потом приходят в библиотеку. То есть до «Игр разума» кто-то из них, может быть, не знал, что мы есть, а после экскурсий и лекций они становятся нашими читателями.
О развитии
Я уже думаю над дальнейшим развитием проекта. Например, на лекциях я познакомилась со студентом технического вуза, который предложил свою помощь в изготовлении экспонатов и демонстрации их на лекциях. Может быть, продолжим лекции по астрономии, но уже не в помещении, а под открытым небом. А может быть, будем ездить по селам нашей области и проводить выездные лекции со школьниками. Как бы то ни было, «Игры разума» будут жить и развиваться.»