Дина Кюнбергер из Липецка создала проект «Игры разума», рассказывающий в доступной форме о естественных науках

19 августа 2016

«Игры разума» – это проект, призванный показать, насколько интересными, а главное полезными могут быть естественные науки. В прошлом году проект Липецкой областной научной библиотеки, где я работаю, занял призовое место на конкурсе «Новая роль библиотек в образовании» Фонда Михаила Прохорова. Мы получили грант, и именно благодаря этой поддержке нам удалось воплотить свою задумку в жизнь.

О проекте

Проект включает в себя несколько составляющих: интерактивный научный музей (17 экспонатов), лекторий по научным дисциплинам – физике, химии, робототехнике, географии, биологии, и, наконец, третья составляющая – экскурсии на производственные площадки. И всё это абсолютно бесплатно! Последняя составляющая проекта – одна из главнейших, потому что для нас было важно показать, как наука применима на практике. Мы побывали с экскурсией на Новолипецком металлургическом комбинате, своими глазами видели выплавку металла в доменной печи. Конечно, все участники были в восторге. Еще мы посещали строящийся объект, и нам на практике объясняли все тонкости строительных технологий.

Что касается лектория, то обязательным условием, которое мы ставили перед преподавателями, было совмещение теории с практикой, а следовательно, проведение опытов. Занятия проходили по субботам и воскресеньям и пользовались огромной популярностью у горожан! Например, на некоторые лекции по физике или химии приходило порядка 100 человек! А я-то изначально переживала, что проект не вызовет интерес. Оказалось, что мои опасения были напрасны. Результатом всей нашей работы стало соревнование среди участников проекта, которое мы назвали «Научный батл». Получив необходимые знания на лекциях, они уже сами проводили и объясняли различные эксперименты.

Об экспонатах и опытах

Экспонаты у нас, на первый взгляд, очень простые, но в то же время они прекрасно подходят для объяснения некоторых законов естественных наук. Например, у нас есть стул, в сиденье которого вбито 2 тыс. гвоздей острием вверх. Когда их трогаешь, то понимаешь, насколько они острые – можно проткнуть палец. Однако если на этот стул сесть, то больно не будет. А все объясняется обычным физическим законом: чем больше площадь, тем давление меньше. Это знание очень полезно с практической точки зрения и даже может помочь сохранить жизнь. Например, если человек провалился под лед, то нужно лечь на лед и ползти, а ни в коем случае не бежать по льду. На лекциях были самые разные эксперименты. Например, показывали, как собрать батарейку из лимона или как сделать маленький двигатель, демонстрировали, чем вредна Coca Cola, и многое другое. Главное, что все, о чем мы говорили, было взято из повседневной жизни, а потому было максимально понятно и полезно.

Об аудитории

Наша аудитория – совершенно разного возраста. Это и дошкольники, и школьники, и студенты, и родители, и даже пенсионеры. Каждый из наших слушателей находит для себя что-то новое и важное. Однажды у нас на экскурсии были туристы. Группа китайцев проявила неподдельный интерес к нашим экспонатам, хотя, мы думали, что их сложно чем-то удивить.

О запоминающихся случаях

Один случай мне особенно запомнился. К нам на лекции ходил мальчик с бабушкой. Ребенок еще маленький, наверное, семи-восьми лет. Но он не пропускал ни одной лекции, а потом с интересом изучал книжные выставки, которые мы обязательно готовим по каждой теме. В результате, мальчик заставил бабушку записаться к нам в библиотеку (по правилам, в научную библиотеку записывают с 14 лет, поэтому мальчик пока еще не мог стать нашим читателем) и взять интересующие его книги в абонементе. И уже после бабушка рассказывала, что внук всерьез увлекся наукой, дома самостоятельно ставит опыты и читает специальную литературу.

О личном опыте

По складу мышления я – гуманитарий. В какой-то момент я поняла, что мои знания о естественных науках мизерные. Хотя, на самом деле, это очень интересное направление и с естественными науками в том или ином виде мы в повседневной жизни сталкиваемся на каждом шагу. Я очень люблю свою профессию, но объективно знания в области физики гораздо полезнее, чем, например, умение разобрать стихотворение на ямбы и хореи. Толчком к таким раздумьям был цикл лекций по астрономии, который я посещала с большим интересом. Тогда-то и пришло осознание, что таких, как я, кто хотел бы побольше узнать о естественных науках, много.

Об отношении к проекту

На этот проект у меня ушло много сил, но когда я вижу полный зал людей с горящими глазами, то понимаю, что делаю что-то нужное людям. И еще один важный момент – после лекций люди потом приходят в библиотеку. То есть до «Игр разума» кто-то из них, может быть, не знал, что мы есть, а после экскурсий и лекций они становятся нашими читателями.

О развитии

Я уже думаю над дальнейшим развитием проекта. Например, на лекциях я познакомилась со студентом технического вуза, который предложил свою помощь в изготовлении экспонатов и демонстрации их на лекциях. Может быть, продолжим лекции по астрономии, но уже не в помещении, а под открытым небом. А может быть, будем ездить по селам нашей области и проводить выездные лекции со школьниками. Как бы то ни было, «Игры разума» будут жить и развиваться.»