Юрий Кубарев

Герой дня!

Наука
Юрий Кубарев
Москва
27 января / 2014

Юрий Кубарев из Москвы изобрел магнитоплазмодинамический двигатель, с помощью которого можно полететь на Марс и защитить Землю от астероидной атаки

Этот проект – мое детище, над которым я работаю уже 56 лет. Главная цель - это освоение космоса, чтобы познать наше будущее. Как сказал Циолковский: «Земля – это колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели».

«Этот проект – мое детище, над которым я работаю уже 56 лет. Главная цель - это освоение космоса, чтобы познать наше будущее. Как сказал Циолковский: «Земля – это колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели». Мы помним события 2013 года, когда Чебаркульский метеорит столкнулся с Землей и навел ужас на всех людей. Достаточно такой штуковины размером менее квадратного километра – и наше поколение будет стерто с лица Земли. Поэтому необходимо создать оборудование, способное противостоять данным явлениям, и более серьезно подойти к вопросу освоение ближайших планет. Я посвятил всю свою жизнь изучению вопросов, связанных с МПД двигателем и его элементами. 

О детских мечтах 

Началось все с детства. Я вырос в семье авиатора, а вместо игрушек меня окружали самодельные самолеты. Мне всегда было интересно, как они сделаны. Детство во время войны – голодное, но тоже может быть счастливым. Я много времени проводил с самолетами и гордился своим отцом. Тоже хотел стать летчиком, летать, помогать людям. В это время шел набор в Академию Жуковского на два отделения – летное и инженерное. Казалось бы: «Вот, сбылась мечта!» Но отец очень хотел, чтобы я занимался наукой, поступил в университет, и для меня было важного его мнение. По его совету, я поступил тогда в практически неизвестный закрытый Московский физико-технический институт.

О пути к цели

Я старался, учился. И на третьем курсе, когда сдавал экзамены, меня заметил один из преподавателей – это был великий ученый Евгений Сергеевич Щетинков, соратник самого Королева. Как сейчас помню, пятерку поставил. Он предложил мне заняться проектом создания гиперскоростных самолетов, которые летают на высоте более 20-30 км. Я целиком погрузился в это дело, каждый день проводил в лаборатории или библиотеке. Так и началась моя научная деятельность. Мечтал, что моя работа приведет к чему-то очень важному. Даже когда меня отправили работать на целину, я думал только о своем проекте. Отказался от медали, лишь бы быстрее вернуться в лабораторию. Я верил, что моя работа будет важным элементом в развитии науки и техники.

О двигателе

Еще 30 лет назад ученые задумывались, что необходимо создать двигатель мегаватного класса, который по своей мощности будет способен перенести в космосе больше полезной нагрузки. На тот момент похожей разработкой занимались ученые и других стран, но их испытания успехом не закончились. В то время мы готовили свою экспериментальную модель двигателя МПД. У нас получилось. В процессе исследования мне удалось сделать научное открытие, которое позволило разобраться с процессами и улучшить конструкцию двигателя. Он был проще и эффектнее. Другие ученые искали методы, а я заметил, что возможно использовать высокоскоростные частицы - ионы. В моем двигателе есть магнитное поле, нейтральный газ, плазма и ее сложное движение внутри и снаружи, поэтому он получил общепринятое название МПД . Его мощность и особенности конструкции позволяют совершать дальние космические полеты, доставлять грузы на другие планеты. Открываются новые горизонты – познание окружающей среды и других планет. Космический аппарат с таким двигателем способен защитить планету от астероидов, взорвав его или же сдвинув с траектории полета к Земле. Все эксперименты и сборку деталей я делал сам. Когда я начал преподавать, мои студенты тоже «загорелись», оставались подолгу в лаборатории и творили вместе со мной. Я считаю, это хорошая практика и опыт для них.

Об экспериментах

Были проведены натурные эксперименты в Капустином Яру, на острове Хейса, в районе Бразильской магнитной аномалии. Эти двигатели устанавливались в головных частях метеорологических ракет МР-12 и МР-20. Все прошло удачно, это и стало подтверждением положений моего научного открытия. Недавно стендовые испытания двигателя начались и в Воронеже. Не исключено, что рабочую модель двигателя, которому по силам окажется полет на Марс, мы создадим уже в следующем году. Но на данный момент он еще не имеет нужных параметров, мы хотим сделать макет еще более мощного двигателя на 10 кВТ, которому будет под силу выдержать серьезные нагрузки.

О трудностях

Трудностей было много, и они остаются на сегодняшний день. Были сложности в создании двигателя, не хватало нужных деталей, измерительной и диагностической аппаратуры. Это сейчас с внедрением новых технологий можно сделать все легче и быстрее. А тогда сил и времени затрачивалось гораздо больше. «Двигатель самый лучший! Это будущее!», - вот, что я пытался донести остальным. Написал более 400 статей и изобретений в доказательство этому. Но до сих пор мы не получили достойного финансирования в поддержку проекта. Создавали все сами. Я всегда твердо стоял на своем и не отступал ни на шаг в работе. Это нравилось не всем. Дело шло маленькими шагами, но шло, несмотря ни на что.

О семье

Я благодарен своей семье, что она поддержала меня в тот период. Моя жена тоже ученый, она занималась наукой, а теперь, как она говорит, занимается мной. Что бы я делал без нее, она моя поддержка. У меня трое сыновей и 6 внуков, я стараюсь всем уделить внимание, но не очень получается, времени не хватает. В науку они не пошли, считают, что в наше время это неблагодарное дело. Я понимаю их.

О молодежи

Сейчас молодежь редко идет в науку, больше занимаются бизнесом. За такие деньги работают самые отчаянные энтузиасты. Я затрудняюсь найти себе помощников - зарплаты маленькие, да и ценности сейчас другие. Сразу вспоминаю свою молодость, как мы, студенты МФТИ, говорили тогда с гордостью: «Я занимаюсь наукой!»

О самом важном

Да, я не стал летчиком, как мечтал, я – ученый. Но моя работа может помочь многим поколениям. А разве не этого я хотел? Я не отступил тогда, а просто изменил мечту. И я благодарен судьбе, что занимаюсь любимым делом. И моя работа важна не только для развития науки, но и для развития человечества, а может быть и сохранения его жизни. Надеюсь, мои знания и опыт помогут новым поколениям не стоять на месте, а развиваться дальше и быть еще ближе к звездам.»

Комментарии
Comments system Cackle
Похожие истории
Наука
Павел Курбацкий, 18-летний изобретатель гаджетов для слепых из Армавира, создал трость-поводырь с GPS модулем и интерактивные очки
Наука
Владимир Городецкий, доктор медицинских наук, основал российскую реанимационную гематологию
Наука
Рамиль Рахматуллин, врач-исследователь из Оренбурга. Изобрел искусственную биокожу
Наука
Доктор географических наук Александр Чибилев провел уточненную границу между Европой и Азией