Ярослав Ливанский

Герой дня!

Хорошее дело
Ярослав Ливанский
Приморский край
07 июля / 2018

Общественник из Владивостока Ярослав Ливанский создал объединение, которое занимается поиском разбившихся советских самолетов и захоронением останков погибших военнослужащих

Есть точное выражение: «Война не закончена, пока не захоронен последний погибший солдат». Наши деды и прадеды выполнили свой долг: защитили Отечество, теперь мы обязаны бережно хранить память о них. Не все воины были с почестями похоронены, останки многих до сих пор не преданы земле, и мы, потомки, должны исправить эту несправедливость.

«Есть точное выражение: «Война не закончена, пока не захоронен последний погибший солдат». Наши деды и прадеды выполнили свой долг: защитили Отечество, теперь мы обязаны бережно хранить память о них. Не все воины были с почестями похоронены, останки многих до сих пор не преданы земле, и мы, потомки, должны исправить эту несправедливость. 

О начале 

В Приморском крае масштабных кровопролитных сражений не было, но в годы Великой Отечественной войны, так как существовала реальная угроза нападения Квантунской армии, восточные рубежи защищал Тихоокеанский флот, в состав которого входила морская авиация. Она базировалась на аэродромах вблизи Владивостока. По разным причинам самолеты падали, и часть из них по горячим следам не удавалось найти. 

Одиннадцать лет назад нам с друзьями знакомые рассказали, что в районе села Васильевки Партизанского района находятся фрагменты советского самолета. Стало интересно, что это за машина, при каких обстоятельствах она попала туда. Организовали экспедицию на место крушения и нашли останки летчика и истребитель И-15 БИС. Много времени у нас ушло на архивную работу, в процессе которой выяснили, что в феврале 1941 года самолет во время маршрутного полета пропал без вести. Его тогда искали военные, но безуспешно. 

Об объединении 

Когда работали в архиве, установили, что в Приморском крае произошло много авиакатастроф. Также к нам стали обращаться очевидцы крушений, жители сел, охотники – все те, кто знал о местах нахождения самолетов. Таких сведений оказалось значительное количество, и появился стимул серьезно заняться поиском, поэтому создали общественное объединение «АвиаПоиск». 

Костяк организации составляет десять человек. Это проверенные экспедициями и временем бойцы. Они безвозмездно, а порой и вкладывая свои средства, в любое время готовы отправиться на раскопки. Среди них – молодежь, люди среднего и старшего возраста. К нашей работе активно привлекаем волонтеров. Стараемся, заинтересовать этой темой подростков. Большую поддержку оказывают власти поселений, вблизи которых обнаружены места крушения, командование воинских частей. 

О механизме поиска 

Долгое время сотрудничаем с Российским государственным архивом военно-морского флота, Центральным военно-морским архивом, Российским государственным военным архивом и Центральным архивом Министерства обороны. Изучив огромное количество документов, составили обширную базу катастроф, произошедших в середине прошлого века на Дальнем Востоке. 

После того, как определяемся с местом падения, организуем экспедицию. Выезжали в Хабаровский край, ЕАО, на Сахалин. Бывает, что разбившиеся самолеты находятся в окрестностях Владивостока. Так, в конце июня удалось найти несколько фрагментов летательного аппарата на территории ботанического сада. Сейчас будем устанавливать его тип, какому полку принадлежит, дату и причину катастрофы. Гидросамолет, его еще называют летающей лодкой «Каталина», обнаружили в районе бухты Шамора. В нем погибли пять человек экипажа. По документам установили обстоятельства катастрофы и имена летчиков. 

Если возможно, восстанавливаем причину трагедии. По расположению фрагментов, по степени целостности машины и другим признакам всегда можно определить, как все произошло. Потом, когда начинаем поднимать архивы, убеждаемся, что предположения были верными. Можно сказать, что являемся своеобразной комиссией по установлению обстоятельств аварии. 

Всего за одиннадцать лет обнаружили 113 самолетов, но их поиск сам по себе – не основная цель. Главное – мы находим останки воинов, придаем их земле, устанавливаем имена, даем возможность родственникам узнать, как погибли их родные. Например, с 2012 года проводим раскопки на юге Приморья, в районе озера Хасан. Там в 1938 году японские войска вторглись на территорию СССР, с 29 июля по 11 августа бойцы РККА отражали нападение противника. На месте боев нам удалось поднять и захоронить останки десяти красноармейцев. Фамилию одного погибшего установили. Также известны данные двадцати двух летчиков, пилотировавших разные типы самолетов, пятнадцати пассажиров летательной лодки «Савойя С-55». 

О бомбардировщике ДБ-3А 

В Чугуевский район Приморья, где упал самолет, выезжали несколько раз, так как не могли сразу найти подтверждение трагедии. В начале июня, за три дня отработав полосу длиной в девяносто метров и шириной в десять, нашли сильно сгоревшие фрагменты останков летчика и штурмана. Рядом с ними подняли пару советских монет, чайную ложку с маркировкой «Ухтомский д-дом нер.сталь», пряжки и карабины парашюта, другие личные вещи пилотов. Некоторые предметы вросли в корни деревьев, их, чтобы достать, вырубали. 

Бомбардировщик пропал без вести, о чем свидетельствует найденные останки людей и личное оружие. Если бы аварийная комиссия обнаружила машину, то тела членов экипажа были бы вывезены, а оружие собрано. 

По сохранившемуся цилиндру двигателя и полному номеру узнали, что ДБ-3 №181245 в 1943 году был исключен из состава 290-го дальнебомбардировочного авиаполка 33-й бомбардировочной авиадивизии 9-й Воздушной Армии. Сейчас устанавливаем имена экипажа бомбардировщика, после чего останки экипажа с почестями захоронят на Шевелевском кладбище в городе Артеме. 

О Пе-2 

Имена экипажа этого самолета смогли назвать после пяти месяцев кропотливой работы. В ноябре прошлого года на месте катастрофы среди обломков нашли останки человека, а также – планшет, в котором находились тетради, схемы, документы с пометкой «Конычев». 

Летчика с такой фамилией безуспешно искали целый месяц в архиве, писали бесконечные запросы, обращались даже на телевидение. Перестали верить в удачу, и морально готовились, что будем хоронить экипаж как безымянный. И в начале мая, как раз ко Дню Победы, получили документы, в которых описывались все обстоятельства трагедии и указывались фамилии экипажа. 

28 июня 1942 года Пе-2 вылетел на полигон с аэродрома Варфоломеевка. На высоте трех тысяч метров произошла поломка винта. На следующий день после замены винтомоторной группы самолет под управлением командира капитана Александра Михайловича Леонова вылетел на испытание. В воздухе машина воспламенилась. Штурман старший лейтенант Иван Иванович Коробов выпрыгнул с парашютом. Ему повезло, он остался жив, и с ожогами отправлен в госпиталь. Капитан Леонов также выбросился с парашютом, но зацепился, его убило винтом. Стрелок-радист Мирон Кондратьевич Конычев остался в самолете. Пе-2 врезался в землю, и все его несгоревшие части ушли на восемь метров в болото. 

Биографических данных о летчиках сохранилось очень мало. Стало известно, что выживший штурман участвовал в войне с Японией, дослужился до звания майора, награжден Орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги», и умер в тридцать семь лет. Данных о захоронении командира и стрелка-радиста мы не нашли и сделали вывод, что останки принадлежат им. 

Мы обратились к общественности с просьбой откликнуться родственников летчиков. Боец объединения «АвиаПоиск» Дмитрий Пихурин связался с администрацией села Хилково Самарской области, где родился Мирон Конычев, и получил фотографию стрелка. 

О центре 

Знания планируем передать молодому поколению поисковиков. В июне в городе Артеме открыли учебный центр, который с нуля создали бойцы «АвиаПоиска». Там будут проходить курсы, на которых расскажем о нашей деятельности, о методах поиска. Обязательно привлечем к обучению и специалистов МЧС, полицию. Бывает, что на месте крушения находим боеприпасы, поэтому бойцу объединения нужно знать, как действовать. 

В центре создали музейную комнату, в которую поместили большую часть наших находок. Здесь можно увидеть артефакты, найденные во время раскопок. Особая гордость – экспозиция, посвященная Хасанскому сражению. Такой коллекции предметов с Хасана нет ни в одном музее.»

Комментарии
Похожие истории
Хорошее дело
Евгений Голубев, ученый и краевед из Бурятии, стал отцом в 80 лет
Хорошее дело
Артем Белозеров, юрист из Омска, переквалифицировался в маршрутчики и организовал бесплатный проезд пассажиров
Хорошее дело
Михаил Малахов совершил уникальный автономный поход к Северному полюсу
Хорошее дело
Лариса Романова 18 лет ухаживает за мужем, получившим тяжелейшие травмы после покушения в Чечне