О друзьях по переписке
Один из важных вопросов – выбор для ребенка взрослого наставника. Претендент заполняет специальную анкету, а после я изучаю его страницы в социальных сетях… Это на самом деле нелегко и всегда немного страшно, ведь права на ошибку здесь нет… Нужно что-то такое найти в человеке, чтобы понять, что он точно подойдет, сможет наладить контакт с ребенком, что он понимает, что его ждет.
О доверии
С волонтерами нужно постоянно поддерживать связь, наставлять, убеждать. Часто бывает, что взрослые быстро выгорают – пропадает та иллюзия, с которой начиналось общение. Ведь у большинства детей из детского дома никогда не было доверительных отношений со взрослыми, и часто они не понимают – почему вдруг именно сейчас должны начать такую переписку.
Задача взрослого – научить своего подопечного этому общению, налаживать контакты спокойно и дать понять, что ты появился в жизни ребенка надолго и будешь с ним столько, сколько нужно. Тут не должно быть заискиваний, жалости, подкупов. Доверие на таких вещах не строится.
Наверное, все взрослые в некоторой степени максималисты, нам нужно здесь и прямо сейчас. Но важно понимать, что дети нас на помощь не звали, и если эту помощь из всех сил предлагать, то толку будет совсем не много.
Очень важно вложить в ребенка понимание того, что детский дом – это не его проклятие, а его ресурс: «Да, я из детского дома, но мне никто ничего не должен – я вырасту и сам всего добьюсь…».
О материальных подарках
Вы знаете, с недавних времен я разлюбила новогодние праздники. Потому что едва ли не каждый второй считает своим долгом купить подарок ребенку из детского дома. Это стало неким брендом – купи сироте то, что он хотел бы получить от Дедушки Мороза… Все мы проходим через это, когда кажется, что дети в детских домах бедные и несчастные – у них нет конфет, игрушек, одежды… А этого всего у них обычно достаточно. Несчастные же дети в детских домах от того, что у них рядом нет близкого человека… И пятый кулек конфет или третья кукла никогда не сделает ребенка счастливее, они только помогут внести свой вклад в формирование потребительского отношения… Считаю, что подарки детям могут дарить только близкие ему взрослые – воспитатели из группы или те волонтеры, которые регулярно общаются с детьми и знают, что у ребенка сейчас происходит в жизни и на душе…
О системности
Мне очень хочется, чтобы люди, решившие что-то делать для детей из детских домов, понимали, что здесь очень важна системность. Нельзя написать одно письмо или купить конфет к Новому году, а потом навсегда исчезнуть… У тех ребят, которые выпускаются из стен детского дома, тоже это все было – и новогодние елки, и подарки от спонсоров, и приезды волонтеров, но какой в этом толк, если оказавшись в «большой жизни» они вдруг резко никому не нужны? Я выступаю за то, чтобы волонтеры-добровольцы приходили в детский дом навсегда и становились друзьями для детей. А если нет уверенности в своих силах, то лучше и не начинать.
О переписке с детьми
Переписка – это что-то очень личное, принадлежащее только двоим людям и никому больше. Детям, привыкшим жить в системе «все включено», очень этого там не хватает – личного пространства – того, что бы принадлежало только им, а не всему коллективу. Ребенок, сочиняя строчки своего письма, учится не только формулировать правильно предложения, он учится отдавать – интересоваться, сопереживать, заботиться о ком-то еще, кроме себя. Дети ждут писем со всякими интересными вложениями и посылки на праздники. Ребятам часто недостает понимания того, что переписка – это отношение на равных, и они, дети, точно также ответственны за отношения со своим старшим другом, как и взрослые. Задача волонтеров моего проекта – научить их этому.
О деле, которое нужно детям
Хочется, чтобы то, что я делаю, было нужно детям. Однако понять степень необходимости можно будет гораздо позже. Я всего полтора года серьезно занимаюсь проектом, поэтому какие-то выводы делать еще слишком рано. Но было бы интересно лет через 10 найти всех сегодняшних детей и порассуждать с ними на тему: «Что дало тебе участие в этом проекте?» Просто хочется, чтобы все они состоялись – и в личном плане, и в профессиональном. А их взрослые наставники присутствовали в их жизни и не переставали общаться.
О желании помогать
Когда мне было лет пять, я лежала в больнице с воспалением легких, а рядом была палата с детьми-отказниками. Помню, меня тогда это сильно впечатлило – оказывается, далеко не у всех детей есть родители (и совсем неважно умерли они или ограничены в правах). Одно время я даже мечтала стать «тетенькой, которая будет закрывать детские дома». Становясь старше, я тоже задумывалась об этом, но уже более осмысленно – хорошо бы создать такой проект, который будет помогать детям. А помогать всегда хотелось именно как-то так – словами, делами и живым участием, а не просто «купи конфет» или «передай игрушки». Но получилось все гораздо лучше: мне даже создавать самой ничего не пришлось. Просто однажды звезды так совпали, что я и «Друг по переписке» нашли друг друга.»