Владимир Святловский

Герой дня!

Поиск людей
Владимир Святловский
Возраст: 47
Москва
24 сентября / 2020

Менеджер строительных проектов из Москвы Владимир Святловский шесть лет занимается поиском пропавших людей в составе отряда «Лиза Алерт», отвечает за техническое обеспечение поисковой деятельности

В отряд я попал во время резонансного поиска Матвея Иванова (новорожденного украли из роддома – прим. редакции), пропавшего в Подмосковье в 2014 году. Я находился в больнице, читал форум lizaalert.org, а когда меня выписали, решил помочь в поисках ребенка. Состояние здоровья было таким, что принять активное участие я не мог, но готов был предоставить свой автобус в качестве места отдыха для поисковиков. Однако все получилось иначе: сразу по приезде мне выдали пачку ориентировок, которыми нужно было оклеить ближайшие к Дедовску населенные пункты, и двоих бойцов, которые занимались оклейкой. С этого момента и началась моя отрядная жизнь.

О добровольчестве

Вообще, о «Лиза Алерт» я узнал примерно за год до своего первого поиска, но волонтерством я уже занимался, только направленность была другая. Совместно с друзьями я помогал подмосковным домам ребенка, мы привозили подарки, проводили мастер-классы и всячески развлекали ребятишек. Можно убивать свой внедорожник в грязи на соревнованиях, а можно заниматься почти тем же самым в попытке проехать по бездорожью, чтобы помочь детям.


О том, почему именно поисковая деятельность

Времени на все не хватает, поэтому выбирается то, что больше всего питает внутренне. «Лиза Алерт» как раз такой случай. Мои соотрядники – это совершенно уникальные люди. Я довольно быстро начал участвовать в поисках в качестве старшего группы, освоив предварительно навигацию и оперативную картографию. Столь же быстро я понял, что с собой можно брать любого члена отряда, ставить ему задачу и быть уверенным, что она будет выполнена максимально четко, человек мотивирован и не станет филонить. Первое время меня это очень впечатлило, и не включиться в эту работу, не стать одним из этих ребят было совершенно невозможно.

И, конечно, держит тот самый адреналин, который возникает на поиске, вне зависимости сам ты обнаружил и эвакуировал пострадавшего или это сделал кто-то из ребят. Бывает, что ты просто распечатал ориентировки, подвез кого-то из поисковиков до станции метро, а на утро видишь сообщение на форуме: «Найден. Жив», – тогда ты получаешь свою маленькую порцию адреналина и ощущаешь причастность к общему делу.


О безопасности и героизме

С момента прихода в отряд у меня довольно сильно изменилось отношение к безопасности и поисково-спасательной работе. Два года назад я прошел обучение на курсе ГО и ЧС в Общественном поисково-спасательном отряде «СпасРезерв». Обучая новых поисковиков, я всегда стараюсь донести до них, что на первом месте безопасность спасателя, мы не увеличиваем число пострадавших. Второй принцип – безопасность ключевой фигуры, человека, которого мы спасаем. Третий – безопасность места действия, мы не оставляем следов в природе. Еще у меня появилось понимание, что любой героизм – это следствие чьей-либо большой или маленькой ошибки. Необходимо максимально уходить от героизма и вести поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы с минимумом эмоций, их мы оставляем на потом.


О сфере ответственности в отряде

В отряде я отвечаю за эксплуатацию внедорожной техники и аварийно-спасательного инструмента (тепловые генераторы, бензопилы и т.д.). Эта техника требует своих протоколов использования. Например, те же мотовездеходы можно использовать на поисках, но круг задач для них ограничен. Если говорить о мотоциклах, то нужно учитывать, насколько адекватно их применение. Опять же, следует понимать, что если человек собирается на поиск, то ему достаточно забросить в багажник сменную одежду и обувь и выехать в лес. В случае с использованием техники все выглядит иначе. Например, если на поиске требуется двухтонный болотоход, то нужно доехать до гаража, загрузить его и дотащить мощным автомобилем до места... Поэтому добираемся мы не два часа, как на легковой машине, а четыре-пять. И после возращения с поиска машину нужно помыть, привести в порядок, чтобы при необходимости так же оперативно ее запустить в работу. Поэтому моя зона ответственности в «Лиза Алерт» – техническое обеспечение и методическая работа: мы должны понимать, когда и в каких условиях можно использовать и доносить до координаторов и инфоргов. Всегда нужно помнить, что наша задача не навредить поиску применением техники, а помочь.


О снегоболотоходах и беспилотниках

Самая сложная и дорогая техника, которой пользуется отряд, находится не в моем ведении. Эта техника принадлежит нашим друзьям из ВПСО «Ангел», дороже и сложнее вертолета у нас пока ничего нет. Но в моем ведении находится снегоболотоход Sherp, который нам в прошлом году подарили спонсоры, тоже серьезная машина в плане высокой надежности. При этом его нужно уметь правильно эксплуатировать и следить за техническим состоянием, поскольку запчасти на него очень дорогие. Такая серьезная техника используется не так часто, но если применяется, то всецело оправдывает себя.

Бывает так, что болотина, в которую пеший человек проваливается по пояс, перемежается с участками открытой воды, то здесь однозначно нужно использовать снегоболотоход. Года два назад мы таким образом искали велосипедиста, который поначалу выходил с нами на связь, а потом пропал. Координатор поиска вызвал группу спецназначения, учитывая то, что прямая угроза жизни человека – вода, и было решено продолжать поиски с помощью снегоболотохода. Ему все равно, в какой местности работать, плюхнулся в болотину, и вперед, а потом мы дочапали и до велосипедиста, которого заприметили издалека. Болотоход высокий, с него хорошо обозреваются окрестности. Пострадавшего мы загрузили в кузов и поехали по воде обратно, сократив себе время на поиск обходных путей.

Когда пропадают рыбаки, то снегоболотоход незаменим в поисках, потому что приходится искать артефакты: брошенные удочки, сапоги... На лодке с мотором невозможно прочёсывать береговую линию, потому что мотор нацепляет на себе водорослей и встанет, а Sherp пройдет везде.

Недавно у нас появилась еще одна машина: снегоболотоход «Лесник». Его мы еще не эксплуатировали, только занимаемся постановкой на учет, получением номеров и другой подготовительной работой, но совсем скоро наши возможности расширятся.
Еще одна палочка-выручалочка – беспилотники. Если стандартный квадрат поиска 500х500 метров пешая группа поисковиков будет прочесывать 8-10 часов, то беспилотник отлетает за 40 минут, и еще за два часа этот материал ребята отсмотрят. Это реальный способ экономить и людские ресурсы, и время.


О бытовом героизме, который «не героизм»

Мой ежедневный функционал – совершенно не героическое занятие, потому что обслуживание того же снегоболотохода – это уже обычное дело, я бы даже сказал, обыденное. И даже покупка тех же колодок – это повседневность, которую мы обеспечиваем своими силами внутри отряда. Поскольку у нас нет финансирования, то все вопросы решаются сообща, в складчину.


О мотивации и важности соблюдения баланса

Когда ты нашел пострадавшего, оказал ему первую помощь и вынес его на носилках, тогда ты понимаешь: не будь тебя сейчас в этом месте, то человек бы погиб. Осознание этого мотивирует, сразу находятся возможности и с работой успевать больше, и с семьей. Однако поддержка семьи здесь на первом месте, потому что если дома не все ладно, то и на поиске душа будет не на месте. И, опять же, это к вопросу безопасности спасателя, в том числе и психологической. Этот фактор очень важен, особенно его следует учитывать, когда человек не пропускает ни один поиск, как правило, это добром не заканчивается, он быстро перегорает, начинаются проблемы на работе и в семье, поэтому везде важен и нужен баланс.


О выгорании и смене деятельности

У нас в отряде порядка 24 направлений: инфогруппа, горячая линия, координаторы, инфорги, радиосвязь, первая помощь... При наличии времени и потребностей есть возможность переходить из одной сферы в другую, это тоже смена рода деятельности, которая позволяет не выгорать. Например, я оперативным картографом не выезжал давно, поэтому если куда-то отправляться в этом качестве, то навигатор я загрузить смогу, а нарисовать задачу – это уже нужно приложить усилия, чтобы вспомнить. Если говорить о первой помощи, то раз в полгода следует проходить курсы переподготовки, потому что навыки, которые не нарабатываешь ежедневно, забываются, кроме того, методики меняются, как, например, в связи с ковидом. Поэтому правильно говорят: знание, не пропущенное через тело, остается слухом. Опять же, радиосвязь и работа с беспилотниками находятся на пике технологий, которые стремительно развиваются, поэтому вполне объяснимо, что если ты месяц этим не занимался, то нужно восполнять пробелы в знаниях.

Отрядная работа в моей жизни есть ежедневно в том или ином виде. Например, мы с начала года разрабатываем вариант поисково-спасательного штаба. Этот процесс значительно усложнила эпидемия, но мы постоянно на связи, что-то обсуждаем, придумываем, дорабатываем. Также есть постоянная работа по текущим делам, тому же обслуживанию техники, постановке ее на учет, регистрации, снятии с учета... На сами поиски я выезжаю сейчас не так часто, 2-3 раза в месяц, но интерес к этой деятельности у меня только возрастает.

Другие истории о поисковиках-добровольцах читайте в нашей рубрике «Поиск людей»


Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзене: https://zen.yandex.ru/id/5dbac8c735ca3100b13e4594.
Комментарии
Comments system Cackle
Узнавайте о новых героях, участвуйте в обсуждениях!
Похожие истории
Поиск людей
Волонтер из Москвы Карэн Агамалян вместе с группой помощи «ДобротворецЪ» ищет потерявшихся людей, помогает малообеспеченным семьям и погорельцам
Поиск людей
Майор полиции из Одинцова Екатерина Герасименко семь лет в рядах волонтеров спасает пропавших без вести людей
Поиск людей
Экономист из Москвы Елена Горячева в числе пилотов-добровольцев занимается поисками пропавших людей
Поиск людей
Инвалид детства с диагнозом ДЦП, отец четырех детей Алексей Рогозников из города Миасса Челябинской области занимается поиском пропавших людей, организовал в своем регионе движение автоволонтёров, которое помогает маломобильным людям