Инна Вербицкая

Герой дня!

Помощь
Инна Вербицкая
Возраст: 31
Приморский край
02 августа / 2019

Юрист из Владивостока Инна Вербицкая основала школу «Белая трость» и обучает незрячих людей пространственной ориентации

Я создала школу, когда сама столкнулась с проблемой адаптации незрячего человека. Я из поздно потерявших зрение людей и лишилась его не быстро, как иногда бывает, а постепенно, в течение двух с половиной лет. Прошла все стадии: была зрячим человеком, потом было снижение зрения, стала слабовидящей, затем – человеком с остаточным зрением, сейчас – «тотальник». Состояние изменялось, и у меня появлялись вопросы: как жить дальше, что делать? Ведь окружающий мир на девяносто процентов воспринимается с помощью зрения и теперь оказываешься лишен этой возможности. Несмотря на то, что остаются слух и обоняние, даже в простейших бытовых мелочах становишься зависим от помощи и поддержки со стороны. Мне же хотелось научиться в новых условиях жить самостоятельно.

Об основании школы 

Попыталась узнать, есть ли у нас, в Приморском крае, какие-либо возможности для реабилитации. Оказалось, нет ни курсов, ни школ, где бы учили пространственной ориентации с белой тростью. Это и стало толчком к созданию во Владивостоке школы «Белая трость». 

Обратилась в общество слепых с предложением сделать совместный проект. Там не очень-то этим заинтересовались, поэтому решила делать самостоятельно. Очень долго, параллельно получая юридическое образование, искала соратников, выбирала методы обучения, изучала опыт российских центров. В стране есть подобные, находятся они в Бийске, Волоколамске, Железногорске. Чтобы туда попасть, нужно обязательно быть членом общества слепых, дождаться своей очереди, а она очень большая. Незрячий сам оплачивает билеты туда и обратно. Туда не берут людей с некоторыми сопутствующими заболеваниями. И, самое главное, там дают основы, но учат ориентироваться в городе, в котором человек потом жить не будет. 

Мне же хотелось, чтобы люди обучались передвигаться именно по тем маршрутам, которые им необходимы для полноценной жизни. 


Об обучении 

Принимая на обучение человека, не смотрим, состоит он или нет в какой-либо организации. Нам это совершенно не важно, принимаем всех желающих. Все обучение бесплатное. 

Сначала даем теоретические знания. Их совсем не много: рассказываем о тростях, их видах, методах использования, о том, какие бывают ориентиры. Вот, в общем-то, и все. Дальше переходим к практике – показываем движения тростью. Потом, в зависимости от ограничения зрения, от психологического состояния, индивидуального восприятия, определяем длительность обучения. «Тотальники» не могут сразу выучить все направления, нужно время. К примеру, чтобы освоить одно, уходит до двух с половиной месяцев. 

Имеющие небольшой подгляд (видят силуэты) обучаются быстрее, но у них возникает психологический ступор. Было, что вместе с инструктором прекрасно осваивали маршрут, а когда наступало время отпускать в самостоятельный путь, они не шли. Чувствовали, что кто-то есть рядом, слышали шум и терялись. Пришлось менять тактику. Шли гулять вместе, а потом отставали. Так, постепенно переламывая сознание, и добивались успеха. Конечно, в таких случаях нас страховал более-менее зрячий человек. После подобного курса одна из наших подопечных, приехавшая из Кавалеровского района, смогла преодолеть страх и ходить самостоятельно в городе, где живет. Сейчас звонит каждую неделю и сообщает о новых подвигах: дошла до больницы, до пенсионного фонда, еще куда-то. 

Проще всего заниматься со слабовидящими. Им, как правило, не требуется трость, и усвоить маршрут они могут за два-три раза. 


О нюансах 

Школа существует с 2017 года, за это время я поняла, что только обучать пространственному ориентированию для полноценной реабилитации слепых недостаточно. Еще не маловажно параллельно работать со зрячими: с родственниками, с сотрудниками госучреждений, просто с людьми, которые не знают о наших проблемах. Нужно, чтобы они понимали все нюансы общения. 

Некоторые не решаются подойти к слепому человеку. Страх возникает потому, что не знают, как обратиться, как помочь. Для нас важно правильно передавать информацию. Не нужно говорить «Идите туда!» или «Эта кофточка классная. А вот тут стоит стаканчик». Для зрячего человека все понятно. Для нас нужно все предельно конкретизировать: «В пяти шагах стоит столик, на нем в левом углу стаканчик. Кофточка с короткими рукавами, с выпуклыми пуговицами на ножке». Вот тогда мы сможем сориентироваться. То же самое в магазине: мало консультанту сказать, что на полке стоят малиновые, вишневые йогурты. Нам нужна вся информация: стоимость, срок годности, марка и так далее. 

Если к человеку на коляске на улице окружающие относятся более-менее внимательно, то незрячего могут и толкнуть. Не со зла, а по незнанию. Темные очки есть у каждого второго, а про белую трость, помогающую людям с проблемами со зрением, не слышали. Было и так, что бабушки подходили и спрашивали, удобно ли на нее опираться. Путали ее и с палками для скандинавской ходьбы. 

Есть такие понятия, как полезная и не полезная помощь. Полезная, когда человек подходит и спрашивает, чем может помочь. А бывает, что незрячий стоит на перекрестке, но переходить не собирается. Тут подбегает человек, хватает, переводит через дорогу, а когда узнает, что не нужно, бросает и убегает. И теперь нужно как-то перебираться обратно. 


О работе со зрячими 

С особенностями людей, которые имеют проблемы со зрением, знакомим на специализированных курсах. Рассказываем о правилах сопровождения и способах общения. В практической части даем походить с тростью, играем в игры. 

Одно из направлений – обучение сотрудников учреждений культуры. Теперь незрячие люди могут посещать картинные галереи и музеи, так как экскурсоводы подготовлены к приему особенных посетителей. Тесно сотрудничаем с музеем имени В.К. Арсеньева, который имеет филиалы по всему Приморью. Очень хочется, чтобы не только во Владивостоке у людей была возможность знакомиться с историей края. 

Родственникам, которые живут рядом с незрячим, советуем обратить внимание на бытовые нюансы. Говорим, что надо создать условия для самостоятельности, социализации. В реальности часто пытаются все за слепого делать, а он, теряя навыки, становится зависимым, ему трудно не то что куда-либо выйти, у него возникают трудности даже в быту. Восстановиться же очень сложно. 

Нередко мы выступаем как психологическая помощь потому, что и сами люди, столкнувшиеся с потерей зрения, и их родственники чаще всего находятся в шоке и не знают, что делать. Нам звонят и спрашивают совета, где купить трость, куда обращаться по вопросам получения статуса инвалида. 


О других направлениях 

Волей-неволей приходится работать и над улучшением доступной среды. Предлагаем свое решение проблемы законодателям, краевым и городским властям. Ведь вроде бы и есть какие-то действия по этому направлению, но все сделано так, что незрячий человек не может этим воспользоваться. Тактильная плитка не очень-то помогает, а бордюры убрали, а они – единственные нормальные ориентиры, с помощью которых можно передвигаться. 

Очень радует, что обозначилась большая вероятность появления у нас в городе социального такси, с предложением о создании которого мы не раз обращались в инстанции. Оно – не роскошь, а средство реабилитации, потому что помогает, когда нет сопровождающих, добраться до значимых мест: больниц, госучреждений и так далее. Поэтому мы уже несколько лет работали в этом направлении. Помогали понять, как должно функционировать такси, какие должны быть водители, какие автомобили. Прописывали правила и основные положения. Пилотный проект запустится во Владивостоке, посмотрим, как он пойдет, и, возможно, распространим дальше свой опыт по Приморью. 


О цели 

Мы не имеем статуса некоммерческой организации и являемся просто социальным проектом, поэтому не можем претендовать на гранты. Фактически содержим школу на свои деньги. Работаем вдвоем, я и Наталья Мухина, инструктор по пространственной ориентации. На мне организационные вопросы, проведение курсов для зрячих, подготовка мероприятий. Наталья занимается ориентировкой, то есть все обучение держится на ней. Мы нуждаемся в волонтерах, нам нужна помощь слабовидящих и зрячих людей, потому что для полноценного развития проекта нужны, как минимум, еще два инструктора. К нам постоянно обращаются, стараемся не отказывать, но возможности наши ограничены. Но и своими силами почти за два года обучили пятьдесят четыре человека, среди них – с полным отсутствием зрения, слабовидящие, люди с остаточным зрением. 


Я очень горда, что все, в том числе и «тотальники», обучавшиеся у нас, ходят по своим маршрутам. Мы добились основной цели, какую ставили, организовывая школу: люди получили капельку самостоятельности. Когда она появляется, человек ощущает душевный подъем и хочет развиваться дальше. Освоит мастер-класс, научится, к примеру, делать глиняную посуду, а потом начнет зарабатывать, получит профессию, наладит личную жизнь. Случится полная интеграция человека в общество. И не важно, какая степень инвалидности, какой возраст, возможность есть у всех. Это же так замечательно!

Комментарии
Comments system Cackle
Похожие истории
Помощь
Любовь Яковлева, социальный предприниматель и многодетная приемная мать из Волжского, запустила проект «Клубничный бизнес», который обучает выпускников детских домов и дает им работу
Помощь
Сергей Абрамов из Рязани постоянно участвует в благотворительной акции «Река жизни» в помощь больным гемофилией
Помощь
Сергей Фокин, кинолог из Московской области, организовал зооприют для собак-ветеранов
Помощь
Ольга Пискунова, социальный предприниматель из Брянска, обучает людей c инвалидностью мыловарению и дает им работу