Пилот из Москвы Юрий Лебедев награждён орденом Мужества, принимал непосредственное участие в ликвидации последствий многих ЧП, по итогам регионального этапа Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества» был признан лучшим летчиком-спасателем Москвы
Я всегда знал, что хочу быть пилотом, с самого детства. Наверное, потому что жил недалеко от военного аэродрома, и мы с друзьями туда бегали, смотрели на красивые вертолеты Ми-2 и мечтали летать! После окончания школы, в 1980 году, я поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков, окончил его в '84. После попал на службу в морскую авиацию Северного флота, где прослужил до 2009 года. По окончании службы я знал, что хочу продолжать работать пилотом гражданской авиации, но пока не понимал, где именно.
О центре
Я выяснил, что есть такое Государственное казенное учреждение города Москвы «Московский авиационный центр». Это серьезная организация, я не думал даже, что когда-нибудь там окажусь. Были очень высокие требования, но я решил попытаться устроиться туда. Отправил резюме, меня приняли. Видимо, в организации обратили внимание на то, что у меня был большой опыт полетов на вертолете Ка-2, это аналог гражданского пожарного вертолета Ка-32А. Им как раз требовались пилоты с такими навыками.
Об опыте
Постепенно в процессе работы я набрался необходимого опыта. Сначала помогал тушить крупные пожары в столице и Подмосковье на пожарных вертолетах Ка-32А. Первый мой вылет проходил в районе Царицыно, было необычно, конечно, но я справился. Горело складское двухэтажное помещение. Для меня это, кстати, был первый полет над Москвой. Ведь все тренировки проходили вне города, на полигоне. А здесь... Останкинская телебашня, «Сокольники», ВДНХ – увидел своими глазами всю красоту столицы. Пожар тот мы быстро потушили. Еще я участвовал в тушении лесных пожаров 2010 года.
О санавиации
Потом освоил санитарный вертолет ВК117С-2. Пройдя строгий отбор, я оказался среди тех пилотов, которых решили направить на переподготовку. Выучил английский язык, поехал в Германию, отучился. Сейчас в составе авиамедицинских бригад произвожу санитарную эвакуацию людей в тяжелом состоянии. За эти годы мы оказали помощь более 5,5 тысячам пострадавших. Санитарный вылет предполагает высокое напряжение и большую ответственность. Нужно, чтобы все было четко. И это касается не только работы пилота. Здесь нечто большее: находясь на дежурстве в составе авиамедицинской бригады, ты должен ощущать себя с ней одним целым.
О пациентах
Раньше мы интенсивно летали на перевозку пострадавших в ДТП. Иногда за время дежурства даже не успевали попить чаю, настолько много было вызовов. Очень напряженная работа. Пару лет назад стали летать еще и для эвакуации соматических больных из ТиНАО. В основном, это люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями, инсультами и пострадавшие в результате несчастных случаев. На борту находится обычно два пилота и три медика.
О спасении
Мы базируемся на аэродроме «Остафьево». В тот день вернулись с очередной госпитализации и нам сообщили, что одному из работников аэродрома стало плохо. Не так давно он потерял лучшего друга и тетю, поэтому на фоне переживаний у него прихватило сердце. Случай был серьезный, человеку требовалась срочная помощь, иначе последствия могли бы быть необратимыми. Мы оперативно собрались, вылетели, доставили его в больницу за 15 минут. Эвакуировали из вертолета, разместили на носилках и повезли в отделение. После приземления пострадавший все хотел посмотреть, кто его доставил в клинику, чтобы поблагодарить, хотя и был в тяжелом состоянии. Я его успокоил как мог, сказал проходить все процедуры и обследования. После его выздоровления мы встретились, пообщались. Он поблагодарил за спасение, было приятно видеть его в добром здравии. Ради таких моментов и работаешь. Приятно приносить пользу людям.
Об ордене Мужества
Орден Мужества я получил в 2008 году, сам случай произошел годом ранее во время службы на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Мы были в северных широтах, перед самым Новым годом, осуществляли дневные вылеты, а потом начался шторм и мы прекратили полеты. Рядом с нами проплывал другой корабль, и там ночью одному из матросов стало плохо, открылось внутреннее кровотечение, ему требовалась экстренная операция. Медики на корабле пытались самостоятельно произвести операцию, но не смогли из-за серьезной качки. Стало понятно, что ему требуется квалифицированная помощь врачей с нашего крейсера. Шторм все усиливался. Наши корабли не могли подойти друг к другу, и надо было решить вопрос с незамедлительной транспортировкой пострадавшего к нам. До утра человек мог и не дожить. Полеты в таких сложных погодных условиях никогда не проводились. Генерал вызвал меня и сказал: «Нужно попробовать спасти его, слетать, забрать его на корабль». Мы взлетели, был запредельный ветер, экипаж корабля помог нам приземлиться на палубу. Матроса на носилках в течение буквально нескольких минут занесли внутрь, мы взлетели и отправились на «Адмирала Кузнецова». Весь полет от взлета до посадки занял 6 минут. Поэтому мы испугаться не успели, думали, как спасти человека. Там матроса успешно прооперировали и спасли.
Другие истории о профессиональных спасателях читайте в нашей рубрике «МЧС».