Сергей Зубарь

Герой дня!

МЧС
Сергей Зубарь
Возраст: 48
Красноярский край
06 февраля / 2020

Командир вертолета Ми-8 Красноярского авиационно-спасательного центра МЧС России Сергей Зубарь признан лучшим пилотом во Всероссийском фестивале «Созвездие мужества»

Любовь к высоте, к небу, у меня появилась еще в детстве. Мне всегда нравились фильмы о летчиках, читал много книг. Но, наверное, главное – это сказались гены, ведь мои дедушки тоже были летчиками. Один был военным штурманом, во время Великой отечественной войны воевал, и другой дед Алексей Тагаров тоже был летчиком и тоже воевал. Но только намного позже, когда я уже стал тем, кем хотел, летчиком, пилотом с большим опытом, я понял, что хочу летать и работать именно в МЧС, чтобы были самоотдача и помощь людям.

О «взлетной полосе»

Сам я родился в Белоруссии, в городе Гомель. Это опять-таки связано с моим дедом: во время войны он получил ранение, его контузило, и медики ему предписали по климатическим условиям жить либо в Белоруссии, либо на Украине. Вот семья и переехала в Белоруссию. А когда мне было пять лет, мы вернулись в Россию. Обосновались в Коломне. Меня воспитывали мама и отчим (он был обычным инженером, а мама работала учителем-дефектологом с глухонемыми). В Коломне я уже закончил школу, а затем пошел учиться в аэроклуб. Почему? Как-то к нам в школу пришло приглашение заниматься в этом авиационно-спортивном клубе. С одноклассниками мы, не раздумывая, решили вместе туда пойти. Это было в 9 классе, и уже в десятом классе я в первый раз сел за штурвал вертолета Ми-2. Это я никогда не забуду, потому что исполнилась моя мечта! Ну а после окончания средней школы я не долго выбирал свою будущую профессию и вместе с моими друзьями поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Решил туда поступать целенаправленно. Мне было интересно летать, и у меня был выбор между гражданской авиацией и военной. Да, не скрою, я в то время с удовольствием пошел бы в гражданскую авиацию, но обучение было очень далеко, на Украине, а в Сызрань было ближе. Закончил это училище и вот так стал военным летчиком.


Об армии

Затем меня направили в Министерство обороны, где я прослужил 21 год. Служил в авиации, в ракетных войсках стратегического назначения в Казахстане. Там три года, потом в Алтайском крае шесть лет, затем в Красноярском крае около девяти лет. Дело в том, что сокращались военные части, я переезжал в другие гарнизоны. Все это время я летал, мы выполняли определенные военные задачи, проводили военные подготовки. За эти годы набрался опыта и мудрости. А в 2009 году уволился из армии в звании майора и пошел работать в МВД. Вот такое принял решение. Вместе с женой и сыновьями (у меня мальчик и мальчик!) переехал в Красноярский край, а затем и в сам Красноярск. Переехал сюда, потому что здесь развита авиация, много альтернатив и есть гражданская и государственная авиация. В авиации МВД прослужил восемь лет. Наша авиация относилась к полицейской, и мы выполняли полицейские задачи: борьба с браконьерами, черными лесорубами, была работа с ГИБДД, ОМОН, СОБР, в общем, в разных операциях участвовал. А далее нашу авиацию передали в Росгвардию, а это получилось то же самое, как армия, вот и ушел оттуда.

К этому времени у меня уже был большой послужной список, и я решил пойти работать в МЧС, служить людям, помогать. Именно с этого момента у меня, можно сказать, и начался новый период в жизни, тот, который я давно ждал... Дело в том, что давно еще, когда в армии служил, я пытался туда устроиться, даже приезжал на беседу, но не было мест. А тут позвонил, спросил: «Возьмете?». Мне ответили, что возьмут! И я с большим удовольствием перешел на службу в МЧС. Вот так и работаю здесь с марта 2017 года.


О службе, помощи и спасении

Сейчас у меня за плечами более 30 лет авиационного стажа и 3500 часов полетов. Но я не очень хочу об этом говорить, тем более этим, говоря простым словом, хвастаться. Это моя жизнь, моя работа, моя служба. С чем за это время пришлось столкнуться и кого спасать? Много что было. Принимал участие в таких масштабных операциях, как тушение пожаров в Красноярском и Забайкальском краях, в Бурятии, ликвидация последствий паводков в Алтайском крае, в Иркутской области, выполнял санитарные задания в Омске, Кызыле, Иркутске, Тобольске.

Спасибо нам говорят редко, потому что обычно людям не до этого. Но бывают ситуации, которые врезаются в память навсегда. Так, например, в 2017 году в тайге Красноярского края потерялась 13-летняя девочка. Она пошла с мамой за ягодой в лес и потерялась. Но молодец, она такая боевая девчонка оказалась! Мы днем на вертолете сначала в место, где она потерялась, подлетели, спасателей высадили (их много было). Затем полетали, поискали, но тщетно, ведь очень тяжело в тайге человека найти. А ночью нам сообщили, что эту девочку нашла одна из спасательных групп от Росгвардии, мы полетели ребенка эвакуировать. Когда стали подлетать, спасатели выпустили ракетницу, но сесть невозможно было, мы зависли над местом. Сначала на лебедке опустили доктора, затем девочку также подняли на лебедке и отвезли на вертолете в Красноярск. Она молодчинка такая оказалась, даже не боялась ничего. Рассказывала, как вокруг нее ходили медведи, но все выдержала. Единственное, врачи сказали, что у нее большая усталость, а так она все выдержала! Тогда была трудность в том, чтобы их при подлете найти, что висели долго над местом.

Еще один из интересных случаев произошел на паводках в Алтайском крае, когда пришлось взрывать в 2018 году лед на реке и эвакуировать потерпевших. Возле поселка Тальменка в это время начали скапливаться льды. Получился девятикилометровый затор на реке, и вода начала подниматься, через дамбу затапливать село. Мы и еще один гражданский борт взрывали эти льдины. Друг за другом до самого вечера все происходило, нам остался уже крайний заход, а солнце начало заходить. Помню, с нами полетел начальник главного управления Лисин. Он говорил: «Давайте вот так положим взрывчатку или вот так…». Положили, взорвали, и потом весь этот лед пошел! Все 9 километров! Вода упала на метра два. Но это все надо было видеть с высоты нашего полета над местом взрыва: видеть эту неимоверную стихию, которая все на своем пути ломала, сносила, деревья резала в бурлящем потоке. Жуть… Но было чувство выполненного долга!

Но самый сложный случай был, конечно, в Иркутской области летом прошлого года. Там огромный масштаб бедствия, паводок, который стал причиной бед многих семей. Все произошло 26 июня. До этого два дня были очень сильные дожди в горах, вода пошла, и населенный пункт Алыгджер Нижнеудинского района оказался полностью затопленным. Мы в это время находились на дежурстве в аэропорту Красноярска, когда поступила команда на вылет со спасателями на борту. Нам сообщили, что село под водой, затоплено. Тогда я даже не предполагал, что это только начало и впереди ожидается еще больший масштаб трагедии. Мы летали днем и ночью, эвакуировали людей не только с земли, но и с крыш плывущих домов. Там приземлиться было негде. Спасатели, которых мы привозили, на лодки людей сажали, а мы их на вертолете вывозили в город. В итоге было пять вертолетов от МЧС. Все это длилось долго. Только я летал в Алыгджер 11 раз. Работали днем и ночью около двух месяцев. Много спасли, больше 200 человек точно. Животных не спасали, их всех накрыло водой, а из людей 26 тогда погибло. Экипаж Сергея Бутузова из нашего отряда ночью на лебедке людей эвакуировал с крыш домов. Освещения нигде не было, они ориентировались только на свет телефонов, дома как спичечные коробки по реке плыли. Это была трагедия. В это время мы также привозили гуманитарную помощь. Иногда тяжело приходилось.

Сколько пришлось за время моей работы в МЧС спасти людей? Это все условно. Может, я человека и увез, а он не выжил потом. Перевез людей много, а сколько спас – не знаю.

Если говорить о трудностях, я не знаю, что сказать. Они, конечно, есть, но это просто обычные рабочие моменты. Работа моя интересная, и главное – получать от нее удовлетворение. Я хожу на работу, и она мне нравится! Идет самоотдача, есть чувство выполненного долга.


О награде


Когда мне сказали, что будут награждать, что я признан лучшим пилотом МЧС и победителем Всероссийского конкурса «Созвездие мужества», я отказался. Отказался и все тут! Подумал: почему именно меня? Я всего-то три года, как служу в МЧС, и летаю я не один, мы все вместе делаем, с командой. Есть летчики, которые работают здесь по 10 лет и больше и сделали намного больше, чем я. Мне очень было неудобно и неловко по-человечески. Вот честно говорю! Но мне сказали, что подводят итоги за проделанную работу за год. Что ж, никуда не денешься… Когда в Москве мне вручали грамоту, награду, было приятно, конечно, поэтому впредь буду отдаваться своей работе еще больше!


О главном

Главное для меня, как и для всех людей, – это здоровье близких, а все остальное приложится. Еще я считаю, что удовлетворение надо от всего получать, ко всему относиться с сердцем и душой. Ну а самая заветная мечта, чтобы у моих детей все хорошо было! Чтобы у всех людей всё было хорошо. Мир во всем мире! А еще главное – это быть счастливым. Счастье – это такая штука, что сейчас ты счастлив, а завтра – наоборот. Увы, не всё подвластно человеку».

Другие истории о профессиональных спасателях читайте в нашей рубрике «МЧС».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзене: https://zen.yandex.ru/id/5dbac8c735ca3100b13e4594.
Комментарии
Comments system Cackle
Узнавайте о новых героях, участвуйте в обсуждениях!
Похожие истории
МЧС
Московский пожарный Максим Алексеенко выжил после взрыва газа и вернулся на любимую работу
МЧС
Татьяна Баранова, сотрудница МЧС из Приангарья, справилась с тяжелой болезнью и помогает людям, терпящим бедствие на воде
МЧС
Спасатель из Саратова Константин Лукьянов спас толпу людей от неуправляемого КамАза
МЧС
Олег Максимов из Челябинской области вытащил человека из горящего автомобиля после аварии