О кредо
Уже более шести лет я работаю учителем истории и обществознания. Мое педагогическое кредо — это высказывание Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового».
О конкурсе
В прошлом году мне предложили принять участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года России». Я пошёл на этот конкурс и не сумел из него выйти. До сих пор! Настолько это было невероятно. Эмоций особых во время педагогического состязания не испытывал, поскольку конкурс — это тоже тяжелая и серьезная работа.
Мероприятие проходило в Санкт-Петербурге, в нем принимали участие 85 педагогов со всей России. Во второй тур прошли 15 участников. Финалистов ожидали три испытания — «Мастер-класс», «Образовательный проект» и «Педагогический совет». Показательные уроки прошли в Академической гимназии №56.
О мастер-классе
В том году, 9 мая, я открывал «Вахту памяти» на Пискаревском кладбище. И обратил внимание, что День Победы превращается в бытовой праздник. Война — это подвиг над собою каждого участника, вне зависимости от должности и местоположения. Если память о войне уйдёт, то, скорее всего, уйдет и наше общество. Но к тому, что в нашей стране коммерциализируют этот священный день, я отношусь двойственно. Зарабатывать на нем плохо, но, с другой стороны, память так протягивается. Понимание придёт позднее. Именно этой теме я решил посвятить свой мастер-класс на конкурсе «Учитель года». Назвал его так — «Песня как исторический источник». Я сам обожаю петь, руководил самодеятельным хором на историческом факультете МГУ. А если ты что-то любишь, то обязательно нужно делиться этим с детьми, они не прощают фальши! Во время открытого урока я исполнял песни на военные темы. Мне подпевали все! И дети, и родители, и даже члены жюри. Завершающим испытанием, к которому допустили всего пятерых педагогов, стал «Разговор с министром». Главной темой беседы стало развитие российского образования. Победителем стал Алихан Динаев из города Грозный.
Об уроках
На уроке мы вместе с учениками ищем ответы на самые разные вопросы. Правильных ответов нет, есть только суждения и субъективные мнения, которые могут быть более или менее близки к абсолютной истине. На каждом уроке я стараюсь создать для каждого ребёнка формы и ситуации, в которых он смог бы проявить свои особенности, даже если он не сильно интересуется историей.
Об улучшении
Я очень люблю своих учеников и считаю, что нам, взрослым, много чему можно поучиться у них. Самое важное, что отличает современных школьников — это уверенность в собственных силах и вера в возможность улучшить пространство вокруг себя. Приведу пример. Группа детей для урока обществознания сделала ролик о проблемах нашего города (в частности, о плохом состоянии детских площадок). Этот ролик мы отправили в администрацию города, и через неделю площадки были отремонтированы при помощи самих же детей! Уверенность детей и понимание того, что можно мирным трудом сделать свой родной город лучше, что ещё может быть важнее для педагога? Если говорить о курьезах, их тоже хватает. Например, описки в работах. Школьник пишет: «Колония (тема в 7 классе о Великих географических открытиях) — это место, куда можно отправиться на несколько лет». Или другой ребенок: «Пуритане — это страна, куда любила совершать походы Елизавета I».
О школе
В школе нет проблем. Но только в той, в которой тружусь я. А в целом проблемы есть всегда, хроническая — низкие зарплаты у учителей. Нужно прилагать совместные усилия, чтобы начать разрешать эту проблему. Часто спрашивают, как я отношусь к ЕГЭ. ЕГЭ — временная данность. Плюсов, как видим, явно больше минусов. Во всяком случае, поддерживаю ЕГЭ как шаг окончания школы и поступления в вуз и буду поддерживать ровно до тех пор, пока мы вместе не придумаем лучшую систему.
О хобби
В свободное от работы время люблю петь, подыгрываю себе на фортепиано. Когда позволяет время, отбиваю ракеткой теннисные мячи или ставлю блоки на волейбольной площадке (играем с детьми и выпускниками). Обожаю Чехова. Люблю Толстого. Вообще нравятся писатели второй половины XIX века. Считаю, что читать нужно обязательно. Иногда пишу небольшие рассуждения на разные темы. Стараюсь работать с литературой на уроках много и активно, прививать детям любовь к чтению.
О планах
Пока буду учить детей и учиться, развиваться, встречать своих выпускников на пути преобразования и служения нашей стране. А дальше — как увижу себя. Планов на карьеру не строил никогда. Ведь конкретная должность — это лишь способ улучшить жизнь людей.