Иван Мордовин

Герой дня!

Хорошее дело
Иван Мордовин
Возраст: 37
Ставропольский край
04 ноября / 2019

Cтоляр и создатель мебельной артели «Русичи» из Ставропольского края Иван Мордовин открывает школу столярного мастерства, где будут бесплатно обучать детей и взрослых столярному делу

Идея заняться созданием мебели в русском стиле мне пришла семь лет назад. Побывав с семьей в Элисте, я был восхищен местной культурой и этническим, самобытным стилем этого города. После поездки задумался о том, что нам стоит развивать собственные этнические традиции и возрождать русский стиль в мебели и архитектуре. Я с детства много рисовал и, уже будучи взрослым, решил начать создавать мебель.

Началось все с того, что в 2012-ом году в подвале родительского дома я организовал маленькую мастерскую. Чтобы достичь хорошего уровня в столярном ремесле, пришлось много тренироваться. Первые работы я выполнял с помощью инструмента, который одолжил у друга, потому как своего в то время не хватало. Прошло немного времени, и мои работы победили в международном конкурсе известного журнала «Мой любимый дом». Набравшись опыта и завоевав доверие у первых клиентов, я получил грант от администрации Ставропольского края, на который купил станок, и так дело пошло быстрее.


Об идее создания школы столярного мастерства

Началось все с того, что мы начали проводить различные мастер-классы для взрослых и детей. Собственно, с чего началась эта идея: мы начали проводить мастер-классы на фестивалях и различных мероприятиях, и увидев, как у людей загораются глаза, мы почувствовали мотивацию развивать эту тему. Школа столярного мастерства – это постоянно действующий проект, который планируется запустить в ближайшем будущем. Будем, с одной стороны, с детьми заниматься как в кружках, факультативно, а с другой стороны, взрослых обучать новой профессии. У нас есть в учениках и мужчины, и женщины. В планах сделать постоянно так, когда видно, что человек уходит отсюда с новой профессией. Сейчас кто-то просто делает себе изделие, навыки для хобби получает, а кто-то планирует в дальнейшем на этом зарабатывать. Мы рассказываем и как делать мебель, и как превратить это дело в источник дохода, то есть предпринимательские навыки тоже даем. Потому что я сам начинал с нуля, познавал эту профессию, уже будучи за тридцать, и у меня есть желание поделиться этим опытом.


Школа начнет работать в задуманном формате в ближайшие недели, точно до Нового года. Планируется набрать группы и уже проводить занятия, вести программу. У нас два направления: это занятия непосредственно здесь и онлайн-уроки, для которых мы сейчас пишем программу. Опять же, я учился по Youtube и форумам и понимаю, что этому можно научиться в режиме онлайн, особенно, если это будет подготовленный тематический материал.


О методах обучения в школе столярного мастерства

Сейчас, когда мы проводим мастер-классы, взрослые и дети приходят и мы показываем им все станки и операции, которые на них выполняются. Начинаем все с того, что объясняем, из каких деталей состоит определенное изделие. Мы, например, говорим: «Сложно ли сделать стул?», – и все, конечно, говорят: «Сложно». Но мы добавляем: «А сложно отрезать дощечку по нужному размеру?». «Не сложно». «А сложно ее обработать? Отшлифовать?» – «Нет». И в итоге приходим к выводу, что сложный стул состоит из простых, маленьких операций, которые может делать даже ребенок. Потом рассказываем о назначении станков, объясняем технику безопасности. Пока мы все это показываем, здесь же создаем какое-либо изделие. Мастер делает реальный продукт, который по окончании мастер-класса ученику можно забрать с собой. Но для детей мы делаем заготовки, и по ним остаются уже некоторые операции по доработке и сборке. На первом мастер-классе мы делаем или полочки-ключницы, или кормушки для птиц в виде домика. Если это детский мастер-класс, то дети уходят с такими скворечниками.

Дети бывают разные: бывают от шести лет, а на последнем мастер-классе были и четырехлетние. А бывает, студенты собираются, лет 16-ти, 17-ти. Для молодежи это повод задуматься о будущей профессии ручного труда. Так, школа столярного мастерства для детей – это возможность что-то сделать своими руками из дерева, и, как нам кажется, этот навык и опыт останутся у них навсегда. А когда придет время профориентации, то, возможно, это как-то скажется на их выборе. Мы пропагандируем рабочие профессии и поднимаем их престиж. Потому что мы видим, как люди реагируют на нашу работу, на наши мастер-классы и на выездные мероприятия, когда взрослые и дети говорят: «Вот, чем бы я хотел заниматься!». И бизнесмены у нас бывают, и разные менеджеры. Когда видят, что что-то можно сделать своими руками и это экологично, и интересно, и практично, восхищаются и задумываются о новой сфере приложения своих сил и талантов.


О целях создания школы столярного мастерства

Мы пропагандируем ручной труд, не только столярный, а вообще любую ремесленную профессию. Просто я лично убежден, что престиж «рабочих» профессий упал за последние годы, потому что в недалеком прошлом они были малооплачиваемыми. А сейчас мы как предприятие понимаем, что дефицит кадров сказывается в том числе и на нашем развитии. У нас люди получают очень хорошую зарплату, одну из самых высоких в регионе, наверное. Смотря на наших коллег, будь то сварщик, кузнец, токарь, слесарь, понятно, что если у него есть большой опыт и он мастер своего дела, вредными привычками не страдает, то, скорее всего, на хорошем предприятии он зарабатывает очень хорошие деньги. Многие об этом не думают, и особенно молодежь считает, что это не очень престижно. А когда они видят нас, а мы все активные, молодые и стильные, когда они видят, как мы работаем в удовольствие, у людей меняется восприятие, и таким образом, я думаю, можно влиять на сознание современных людей. Поэтому одна из целей школы и мастер-классов – это популяризация рабочей профессии, вторая цель – это профориентация для детей, передача им навыков, чтобы в дальнейшем у них формировалось понимание, что есть и такой вид труда и что можно делать это с удовольствием.


И третий момент (это больше касается взрослых и онлайн-групп) – это то, что мы обучаем людей, чтобы они могли строить свои домашние мастерские. Мы об этом на мастер-классах говорим, что вы можете в своей мастерской, у себя в гараже или дома стать самозанятым мастером, взять патентную систему налогообложения. Мы ждем не дождемся, когда уже примут закон, что каждый может стать самозанятым в любом регионе России, и это будет легко оформляться. То есть каждый наш ученик может стать самозанятым мастером у себя дома. Для нас какая выгода? Помимо того, что мы несем социальную функцию, мы создаем сообщество мастеровых ремесленников, которые знают наши технологии, понимают наши процессы, и в том числе мы можем привлекать этих людей для реализации наших проектов. Потому что бывают моменты, когда у нас большой объем заказов и нужны люди квалифицированные, имеющие большой опыт. А если мы обучили, например, сто человек в нашем регионе, мы можем в любой момент собирать их и реализовывать наши проекты общими силами.


Об этническом стиле и его роли в современной России

Почему русский стиль? Будучи в Элисте несколько лет назад, я получил там некое осознание важности сохранения традиций народа, его истории и культуры, в том числе через эстетический облик своего города. В наших городах этого стиля вообще нет. Я как носитель русской этнической культуры стал после той поездки искать и изучать русский стиль и культуру в архитектуре, столярным делом занялся. Если посмотреть в массе, что хочется донести, – у любого народа, населяющего нашу родину, есть багаж столярного и деревянного зодчества. Мы не только русский стиль декларируем. Понятно, что мы делаем изделия и в других стилях, однако обучать хочется людей искать вдохновение именно в корнях. Почему именно корни, как я считаю, могут быть тем вдохновением и полезны нам сейчас? Помимо того, что это культурный слой, основа нашей культуры, я убежден, что раньше люди строили жилища и в эти жилища вносили какую-то эстетическую составляющую. Если мы посмотрим на Подмосковье да или на наши казачьи станицы, которые строили из подручных материалов, то видно, что в каждом жилище есть какие-то декоративные элементы. Это и в мебели прослеживается, и в архитектуре. И если раньше ребенок рождался в эстетически оформленной среде, он и в доме видел эстетику, и на улице, и в соседних домах, у него формировался вкус и эстетическое восприятие. Когда он вырастал и строил свое жилище, он это сформированное внутреннее ощущение переносил на свое жилище. Что произошло в советское время, когда стали строить хрущевки, панельные дома, панельную мебель, панельную архитектуру? Исчезла возможность эстетического воспитания с детства, формирования вкуса. И в итоге мы видим архитектуру 90-х годов. Я сам жил в таком доме, особняке 90-х, который похож на школу, где нет ни стиля, ни эстетики. Поэтому нам нужно формировать пространство и городское, и жилое, чтобы оно несло какую-то эстетическую функцию. И если эта эстетическая функция будет нести еще и некий культурный посыл (не обязательно русский, а вообще этнической направленности), то, на мой взгляд, это будет очень полезно для формирования личности. И в будущем эта личность сможет интерпретировать свой сформировавшийся эстетический вкус. Раньше эстетике как науке и ее проявлениям в жизни уделялось должное внимание. Это хорошо видно, если посмотреть старую архитектуру у нас, в Пятигорске, или в Петербурге, где везде есть эстетическая составляющая. Раньше делали красивые резные дома, общественные здания, и что сейчас? Современные бизнес-центры и банки строятся – прямое панельное наследие. Я не говорю, что это плохо, ведь есть красивые дизайнерские решения, но все-таки, как мне кажется, мы ушли от эстетического пространства, которое формировалось раньше. Когда-то не было многих станков и технологий, но люди считали важным внедрять эстетику в жизнь. Надеюсь, что наши идеи получат однажды широкий отклик».

Сайт артели «Русичи»: https://www.artrusichi.ru

Комментарии
Comments system Cackle
Узнавайте о новых героях, участвуйте в обсуждениях!
Похожие истории
Хорошее дело
Евгений Голубев, ученый и краевед из Бурятии, стал отцом в 80 лет
Хорошее дело
Артем Белозеров, юрист из Омска, переквалифицировался в маршрутчики и организовал бесплатный проезд пассажиров
Хорошее дело
Михаил Малахов совершил уникальный автономный поход к Северному полюсу
Хорошее дело
Лариса Романова 18 лет ухаживает за мужем, получившим тяжелейшие травмы после покушения в Чечне