Ремесленник из Иркутска Игорь Садовский развивает берестяное творчество и возрождает утраченные техники работы с этим природным материалом
В детстве, в возрасте 12 лет, приходя в гости к своему другу, я всегда обращал свое внимание на разнообразные изделия из бересты. Стоило мне взять их в руки, как я чувствовал какое-то непонятное волнение. Уже позже я узнал, что у моего товарища родной дядя был довольно известным иркутским мастером-берестянщиком, но в детстве вряд ли кто-то обращает внимание на такие знаки судьбы...
Шли годы: техникум, институт, армия, геологические экспедиции, а позже – работа в адвокатуре, но я неизменно возвращался мыслями к тем детским ощущениям, которые меня грели все это время. Устав от бюрократических проволочек и несовершенства системы, в которой трудился, я решил все бросить и уйти в одиночный поход вокруг Байкала. У меня есть еще одна страсть – длительные экстремальные походы с минимальным количеством снаряжения. В один из вечеров разыгралась сильная гроза, я лежал в палатке и смотрел на дождь, а потом увидел, как порывы ветра шевелили на березе кусок бересты. В тот момент все детские воспоминания вспыхнули во мне, я оторвал бересту, стал рассматривать ее, мять в руках... В памяти воскресли те детские образы и ощущения, я понял, что наконец нашел то, о чем так долго думал и к чему долго, все эти годы, шел.
Об обучении
Вернувшись из своего похода, через месяц я стал искать иркутских мастеров-берестянщиков. Наконец, найдя одного ремесленника, я попросил его обучить меня азам мастерства, а взамен согласился несколько дней пробатрачить на глобальной артельской заготовке бересты. Тогда он мне и показал элементы изготовления даже не туеса, а простой берестяной коробочки. Этот ремесленник меня обманул, но благодаря ему я узнал о дяде моего друга Алексее Шутько, что он жив, здоров и трудится на славу.
Я разыскал своего друга детства и уговорил познакомить меня с его дядей Лёшей! Мы договорились о поездке в посёлок на Байкале, где живёт и трудится мастер, но... хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Мой друг трагически погибает, и уже на похоронах я знакомлюсь с его дядей, живой легендой, знаменитым мастером байкальской земли берестянщиком Алексеем Шутько. Несмотря на то, что поначалу, как мне показалось, он воспринял меня несколько настороженно, я все же смог напроситься к нему в ученики. Только после обучения у Алексея Шутько я получил полноценные знания. Именно он открыл для меня удивительный мир берестяного ремесла или, как говорят мастера, бурачного промысла.
Мой путь к мастерству был длинным, я поставил себе высокую планку, определив, что не буду продавать до тех пор, пока не захочу сам купить свою же работу. Спустя примерно четыре года я стал понимать, что приблизился к тому уровню, которого ожидал. До этого момента я все-все раздаривал. И тогда, и сейчас мне любопытно наблюдать за реакцией людей на берестяной подарок: первым делом все с упоением нюхают изделие и начинают благодарить меня за презент.
О создании «Берестушки»
Рано или поздно каждый ремесленник достигает определённого уровня мастерства и стиля. По этому пути шел и я. Для меня было важным научиться всему, что мне могли дать местные мастера, с которыми я впоследствии перезнакомился. В Иркутской области не так много берестянщиков: 7-10 человек; я как губка впитывал знания, которые они мне передавали, но вскоре понял, что этого мало. Тогда мне вспомнилась прописная истина: если хочешь чему-то научиться, начни учить других. Я понимал, что знания, полученные мной, как и вообще все, что известно о бересте, нужно как-то собрать воедино, систематизировать, создать что-то вроде творческого дневника. Так родилась группа ВКонтакте «Берестушка». Я ничего не понимал в технологиях работы с социальными сетями, но было огромное желание этим заниматься, а потом, к моему удивлению, в группу начали приходить люди.
Тогда я стал делать то, что до меня никто из мастеров не практиковал: я начал приглашать в группу берестянщиков со всей страны с предложением делиться своим опытом. Я оказался в нужное время в нужном месте, заняв свободную нишу, и дело пошло в гору. У каждого мастера есть свои секреты, и со мной они охотно ими делятся, поэтому в группе можно найти эксклюзивную информацию, которая будет полезна не только начинающим, но и уже маститым берестянщикам. Во время обучения дистанционно у огромного количества мастеров у меня сформировался свой авторский подчерк.
Береста – это действительно уникальный материал, однако с ним работает тот же принцип, что и в восточных единоборствах: многие хотят научиться, пробуют, но не всем удается «раскрыть» бересту. У опытных берестянщиков есть даже такое поверье: береста находит своего мастера, она должна принять человека. Если этого не произойдет, то ничего не получится.
О любимых направлениях в работе
Береста – изумительно тёплый и живой материал. Работать с ним одно удовольствие, начиная от простеньких безделушек до создания сложнейших изделий.
Особенно мне нравится делать цельные туеса из сколотня. Начнем с того, что есть понятие «пластовая береста» и изделия из нее, а есть «сколотень» – это способ заготовки бересты, когда она снимается цилиндром с помощью шпажки со ствола дерева без надрезов. Такой цельный чулок можно использовать для туесов, предназначенных для жидкостей. Если, например, налить обычное молоко в такой туес, то оно может не скисать дольше обычного, а масло прогоркнет, потому что береста обладает антибактериальными свойствами за счёт содержания битулина. Туеса являются незаменимыми для хранения не только молочных продуктов, но и мёда, рыбы, солений, круп, пряностей, трав.
Мне всегда с меньшим успехом давались плетеные изделия из бересты. Однако, познакомившись с семьей уральских берестянщиков Варовых и совместно работая над их мастер-классами для очередного проекта группы «Берестушка», я освоил технику плетения и влюбился в этот вид берестяного творчества. Тогда же я открыл для себя удивительный эффект работы с плетеными изделиями: этот процесс затягивает настолько, что невозможно остановиться.
Обычно я просыпаюсь утром и понимаю: сегодня я буду делать это, а завтра – совсем другое. Все зависит от внутреннего ощущения, чего мне хочется в данный момент.
О развитии берестяного дела
Еще до революции каждый второй крестьянин умел что-то делать из бересты. Это могли быть лапти, туеса или другие предметы быта. Лапти, к слову, обувь недолговечная, плести их нужно было по несколько пар на сезон. И вот долгими зимними вечерами, управив скотину, люди садились за традиционные ремесла. Разнообразие берестяного творчества складывалось долгие-долгие годы. Если раньше делали больше домашнюю утварь, то в настоящее время из бересты изготавливают игрушки и украшения. Вообще, история бересты гораздо длиннее, чем история Руси. Еще в гробницах Тутанхамона находили изделия из бересты, а в скифских курганах на колчанах для стрел были обнаружены сложные берестяные орнаменты, да и наш Великий Новгород славился берестяными грамотами.
Буквально недавно в одной из пещер Иркутской области были обнаружены фрагменты берестяной посуды возрастом более 4 тысяч лет!
Поэтому можно сказать, что берестой занимались везде, где есть берёза. Нельзя не отметить уникальные в своем роде изделия северных народов нашей страны: хантов, мансов, тунгусов (эвенков), якутов, алеутов. Если говорить о классике берестяных изделий, то в лидерах здесь работы мастеров Запада России: Великий Устюг, Архангельская область, Рязань, Смоленщина...
Есть современные, например, уральские и пермские мастера, которые, кроме классических традиций, создают новые направления и будущие традиции с использованием благ цивилизации.
Обособленно, на мой взгляд, стоит Якутская береста: эти мастера владеют техниками создания совершенно потрясающих орнаментов. Многие народности вываривали бересту, благодаря чему она приобретала невероятную эластичность. Сейчас эти рецепты практически утеряны, мы с одним из мастеров пытаемся их восстановить из обрывочной информации, которую собираем во время этнографических путешествий. Если у нас все получится, то вполне возможно, что из бересты можно будет шить какие-то изделия, потому что по своей эластичности и свойствам вываренная береста ничем не уступает коже.
О штамповке и «мертвой бересте»
В 90-х годах, когда все было совсем плохо, а ремесленники переживали, пожалуй, свой самый трудный период, в одном из городов Томской области стали массово применять машинный труд: занялись штамповкой. Изделия стали получаться копеечные. Вроде бы все красиво, ровно, но... без души! Опытные мастера называют такие работы мертвой берестой. То, что продается в массовых сувенирных магазинах, в основном они и есть. Настоящие работы мастеров можно увидеть и приобрести на ярмарках или в специализированных интернет-магазинах вроде «Ярмарки мастеров». Берестяные изделия ручной работы не могут стоит дешево, потому что на ценообразование влияет очень много факторов.
О молодом поколении
Берестяное ремесло практически не известно молодому поколению, речь идет о молодежи до 18 лет. Интересно, что женщины интересуются этим ремеслом гораздо больше мужчин. Любопытное наблюдение: когда я торгую своими изделиями на ярмарках, дети всегда обращают на них внимание. Обычно спрашивают у взрослых: «Что это такое?» И тогда взрослые начинают объяснять, вспоминать свое детство. Получается, что интерес есть, нужно только его как-то поддерживать и развивать. В данный момент на площадке «Берестушка» можно изучить множество мастер-классов, причем совершенно бесплатно, также можно получить совет или здоровую критику от лучших мастеров страны.
Узнать больше о мастерах-берестянщиках и техниках работы можно в специализированном сообществе «Берестушка» и на YouTube-канале «Мастерская группы «Берестушка»: https://vk.com/berestushka, https://www.youtube.com/channel/UCiiqufqNXjQXGfcWYQlP2iQ/featured.