Молодой педагог из Пермского края Ксения Токарева семь лет учит детей биологии в маленьком селе Кукуштан
«Я даже не представляю своей жизни в городе! Сама я родом из Кукуштана – село у нас небольшое, но довольно перспективное. Мы находимся в 40 километрах от Перми, в последние годы все больше желающих жить у нас. Глядишь, то тут, то там строятся новые дома – приезжают целыми семьями. Сейчас в Кукуштане живет моя мама, а мне купила квартиру в соседнем селе Платошино. Моя семья – это еще шестилетняя дочь Верочка и четвероногий друг по кличке Барри. Назвали мы его так в честь Барри Коммонера – известного американского биолога и эколога.
О жизни в деревне
У меня никогда не было мыслей жить в городе, я туда только приезжала на сессии и – сразу же домой. Там все чужое, а здесь – родное, знакомое с детства. Мне комфортно в тех условиях, в которых я живу. У меня квартира с центральным отоплением, огород. Да-да наше Платошино газифицировано! Все как у людей, никаких печек и дров. Подсобное хозяйство я не держу, а вот огород – это своего рода разрядка, физический труд в умеренных количествах очень полезен. Да и помидоры-огурчики – это же не тепличное, а свое, выращенное с любовью. Все хорошо у нас, только в межсезонье не пройдешься по улице в туфельках на каблучках, приходится спасаться резиновыми сапогами, но, по большому счету, это такая мелочь. Тем более, у меня теперь есть автомобиль.
О программе «Мобильный учитель»
Я преподаю биологию сразу в трех школах, которые находятся в округе. Расстояния небольшие, но на общественном транспорте добираться тяжело. Почти год назад у меня появился личный автомобиль. Я получила его благодаря участию в программе «Мобильный учитель». С его появлением моя жизнь значительно упростилась.
Я работаю в нескольких школах, потому что на одну учительскую ставку сложно обеспечить себя и ребенка. С появлением автомобиля я могу совмещать работу в нескольких учебных заведениях. В сравнении с прошлым годом моя заработная плата выросла в два раза – это очень ощутимо для семейного бюджета, а мне, поверьте, есть с чем сравнивать.
О школьниках
Нынешние дети очень разные, но есть у них общие черты – это дети гаджетов. Чего только не приходится выдумывать, чтобы увлечь их своим предметом. Если с младшими школьниками мы лепим из пластилина клетки, то со старшеклассниками во всю используем микроскопы, только так их можно заинтересовать. К сожалению, детям интереснее поиграть в танчики, чем узнать, что такое фотосинтез. Я стараюсь идти в ногу со временем, говорить с ними на одном языке, поэтому, случается, что мы разбираем домашние задания дистанционно, например, во «ВКонтакте».
Еще я недавно окончила курсы по туризму, теперь мы с ребятами ходим в походы, организуем сплавы по Пермским рекам. Дети очень любят такие вылазки на природу, с чаем у костра и песнями под гитару. Ребятишки очень впечатлительные, все впитывают, как губка, поэтому хочется заложить в них как можно больше действительно хорошего и настоящего. Это им обязательно пригодится в жизни.
Об отношениях с учениками
Я считаю, что педагог и ученик должны быть друзьями. Однако доверительные отношения не должны быть фамильярными, дети всегда должны помнить, что в учебном процессе главная всегда я, иначе и быть не может. Я очень требовательный педагог, но при этом я требовательна не только к ученикам, но и к себе, своей дочери.
Работа в школе и непосредственно мои ученики учат меня внутренней стойкости и умению не принимать все близко к сердцу. Бывает, что дети остаются недовольны оценками, но я на то и педагог, чтобы стимулировать их стремление к знаниям.
О наставничестве и перспективах сельского образования
В Бабкинской школе у нас молодой коллектив. Есть и старшее поколение учителей, но в основном молодежь. Что определенно хорошо, так это то, что сохранилась традиция наставничества. Например, я ощутила это в полной мере, когда пришла работать в свою родную школу. Я начинала преподавать без специального образования и во всем мне помогали мои учителя, они подсказывали, разъясняли, направляли. Уже потом я окончила вуз, получила специальные знания, но на первоначальном этапе я руководствовалась опытом старших коллег.
Я уверена, что перспективы у сельского образования есть. Сейчас любая сельская школа оборудована ничуть не хуже, чем городская: интерактивные доски, электронные дневники, различная техника – обучайся работать с этими инструментами, и применяй на практике. Причем все эти гаджеты не только упрощают процесс, но и делают обучение во много раз эффективнее. Что касается наполняемости школ, то и тут все хорошо. В среднем у меня в каждом классе по 25 человек, а есть классы, где число детей доходит до 30 ребятишек.
О мечте
Я ни разу не была заграницей. Отдыхаю в основном у нас, в Пермском крае. Прошлым летом мы с дочерью несколько недель провели в санатории – нам очень понравилось. Турция и Египет в качестве туристических направлений меня не привлекают, я мечтаю увидеть Европу. А, пожалуй, одно из моих сокровенных желаний – сфотографироваться у Эйфелевой башни в Париже.
О планах на жизнь
Я вижу свою дальнейшую жизнь здесь, в деревне. Мне здесь комфортно, да и мама рядом, она уже в том возрасте, когда ей необходима моя поддержка. Да, у меня подрастает дочь, я не знаю, как сложится ее судьба: останется ли она в деревне со мной или решит связать свою жизнь с городом, но какой бы выбор она ни сделала, я его приму.»