​​Елизавета Анисимова

Герой дня!

Хорошее дело
​​Елизавета Анисимова
Возраст: 14
Санкт-Петербург
28 декабря / 2020

Художница из Санкт-Петербурга ​​Елизавета Анисимова в 13 лет стала известной на весь мир, работая в необычном жанре «живые картины», безвозмездно расписала деревенскую часовню​

В живых картинах персонажи нестатичны, они двигаются. Это раскрашенные живые люди. Они органично вписаны в неживой фон и дополняют своими движениями общий сюжет. Не знаю, можно ли назвать живые картины именно жанром живописи. Скорее, это нетрадиционный вид изобразительного искусства. В нём соединяются художественное полотно и сценическое представление.

О пользе искусства

Зачем я это делаю? Мне кажется, что людям необходимо отвлекаться от ежедневной рутины, видеть иногда то, чего они не видят каждый день, встряхивать свой ум, если можно так выразиться. Это развивает воображение, даёт начало новым идеям, а свежая идея – это возможность как-то улучшить свою жизнь.


О задатках

Я этому нигде не училась, как-то само пришло. Примерно в два с половиной года я начала рисовать и родители заметили, что это не типичные детские рисунки. В них было что-то большее, художественное. Стали покупать мне краски: сначала акварель, гуашь, когда подросла, начала рисовать акрилом. Любые новые впечатления сразу хотелось выплеснуть на бумагу или холст. Родители брали меня с собой в театр, а бабушка водила в цирк. Поэтому я много рисовала театральные и цирковые сцены.


О переломном моменте

Когда мне было девять, мы с мамой пошли на фестиваль Pageant of the Masters. Он проходит в Калифорнии с 1932 года. Авторы берут за основу какую-то известную во всём мире картину и воссоздают её при помощи живых персонажей. Всё это выглядит как яркое масштабное представление для зрителей фестиваля. Там я впервые увидела живые картины, и это произвело на меня очень сильное впечатление! Я поняла, что нашла себя, и с того момента живопись стала не просто развлечением, а, как бы это сказать, моим призванием.


О личном опыте

Мне хотелось делать что-то подобное. Воссоздавать известные картины сложно и дорого. Ты привязан к чужому сюжету: к детализации костюмов, к конкретным предметам, к количеству персонажей... Нужны люди-модели, много реквизита и прочего. Поэтому я решила создавать собственные сюжеты в соответствии с теми возможностями, которые были на тот момент. Но я придерживалась классических стилей. Для разных работ выбирала разные, например, импрессионизм или ранняя голландская живопись... К тому времени я уже разбиралась в этом.

Идеи для сюжетов приходили сами. Я просто смотрела вокруг, видела какой-то предмет, людей или событие и начинала придумывать вокруг этого историю. Так и сейчас происходит. В результате кропотливой работы фантазия превращается в картину.


О первой мастерской

Сначала я работала в папином гараже. Он согласился не ставить туда машину, чтобы я могла использовать гараж как художественную мастерскую. Моделью была я сама, потом стала просить брата, лучшую подругу из школы, потом родственников. Костюмы делала либо из бумаги, либо шила из ткани, а часто подбирала что-то готовое, что не жалко было раскрасить. Вся краска на фоне и на одежде – это акрил, а для кожи я использую грим, либо специальную краску для боди-арта.


О переезде в Америку

Моя мама – кандидат наук. Филолог-лингвист. Она с семьёй приехала из Санкт-Петербурга в Лос-Анджелес работать преподавателем иностранных языков. Братик тогда уже был, а я родилась там, в Америке. Каждое лето приезжала в Россию к бабушке. Снег я увидела только в прошлом году, когда мне было 13 лет. Меня пригласили зимой на программу к Максиму Галкину «Лучше всех». Я делала там живую картину по сюжету мультфильма «Зима в Простоквашино». Помню мой первый восторг от снега: он был очень вкусный!


О формате

Большинство моих работ – это не постановка перед зрителями. Я создаю картины в студии, фотографирую и выкладываю в соцсети. Но результат такого труда существует не только в цифровом виде. Мы распечатываем фото на холсте, а потом поверх фотографии я частично подкрашиваю что-то, дорабатываю, ставлю подпись, и получается такая финальная картина, которую люди могут купить и повесить на стену.

В соцсетях многие удивлялись и не верили, что такое может делать ребёнок. Поэтому мы решили снимать на видео то, что называется бекстейдж: процесс производства. Монтируем короткими кусочками видеоролики и выкладываем в качестве дополнительного контента.


Об успехе

В какой-то момент проблема с моделями решилась сама собой. На меня начали выходить разные люди, просили разрисовать их, вписать в какой-то сюжет. Даже готовы были за это платить. В финале я делала для них раскрашенное фото на холсте. Люди были очень довольны.

Так получилось, что моей работой заинтересовались на крупном телеканале CNBC. Это изначально американский канал, который развился в международную телевизионную сеть, у него есть европейская и азиатская версии. Нам позвонили оттуда, сказали, что хотят приехать и снять сюжет. После выхода сюжета о моей работе узнали во всём мире, стали приезжать журналисты и съёмочные группы из разных стран, в том числе из Европы. В России тоже про меня узнали, пригласили на Первый канал.


О блокаде Ленинграда

Обе мои прабабушки – ветераны войны, одна из них – жительница блокадного Ленинграда. Их я не помню, но моя бабушка, к которой я каждое лето приезжала в Питер, водила меня в музей, рассказывала разные истории про блокадный период, которые слышала от своей мамы.

Когда прадедушка уходил на войну, он откусил хлеба и отложил оставшийся кусок. Сказал: «Я доем, когда вернусь». Так и не вернулся. А прабабушка берегла тот надкусанный хлеб до самой смерти. Эта семейная реликвия до сих пор у нас хранится.

Я много думала о том, каково в тот страшный период было ленинградским детям, и сделала работу на эту тему. Картина называется «Ожидание эвакуации». В декабре прошлого года она была выставлена в Майами-Бич на площадке крупнейшего в мире салона искусств Art Basel и имела огромный успех у посетителей.


О престижном показе


Конечно, живые картины – это в первую очередь перформанс. Со временем, помимо работы в студии, я стала делать выступления перед зрителями. Например, в прошлом году меня позвали в Гонконг представлять свою работу в K11 Musea. Это очень известное в Азии место: комплекс с потрясающей футуристической архитектурой и снаружи, и внутри. Вроде торгового центра, где представлены самые дорогие бренды, но, кроме этого, там демонстрируют арт-объекты лучших художников со всего мира. То есть это ещё и музей современного искусства. Организаторы не любят сравнение с торговым центром и позиционируют себя как «кремниевая долина искусств».

Моя инсталляция была смонтирована на первом этаже отдельного здания, а на других этажах стояли фигуры персонажей. Живые персонажи приходили в определённые часы на первый этаж, вписывались в сюжет инсталляции и показывали пантомиму. Всё это функционировало в течение двух месяцев.


О заработке

Это довольно сложный вид искусства. И по трудозатратам, и в плане организации: много краски, костюмы, реквизит, для масштабных работ нужно много моделей... Родители меня поддерживают, друзья и знакомые помогают реквизитом. Зарабатывать творчеством я начала только недавно. Не то чтобы большая прибыль, всё заработанное вкладывается в новые проекты. До коронавируса у меня было очень плотное расписание выступлений по всему миру, но теперь всё стоит на паузе. Стараемся выйти хотя бы на самоокупаемость, ищем партнёров. Например, с красками сейчас помогает производитель, продукцией которого я пользуюсь.


О работе в России


Весенний карантин задержал нас в Санкт Петербурге, а потом мы уже сами не захотели уезжать. Мне очень нравится архитектура города, этот его исторический дух, атмосфера вдохновляет на художественное творчество. В России я уже многое успела: сделала несколько проектов и переехала в новую студию. Один из проектов называется «Волшебство Петербурга». Это была чёрно-белая инсталляция в графике с изображением знаковых мест города, там присутствовали два персонажа. Один из них – девочка с карандашом. По сюжету это она нарисовала город и другого персонажа. Сначала они позировали на фоне инсталляции, а потом выходили в реальную городскую среду: на Дворцовую площадь и к мосту с грифонами. В роли художницы была я сама.


О часовне

Ещё в этом году был потрясающий новый опыт: меня попросили расписать часовню. Недавно мы поселились в деревне Пристань под Питером. Родители купили там участок и построили дом. Это обычная русская деревня с коровами, козами – вот это всё... Часовня была в плохом состоянии: прохудилась крыша, покосился каркас, но местные жители постепенно своими силами её восстановили. Изначально её украшала написанная на фронтоне икона, но изображение было полностью утеряно. По мнению местного батюшки, там было нарисовано Преображение Господне.

Когда жители узнали, чем я занимаюсь, попросили помочь с реставрацией. Сначала я отказалась, потому что никогда этого не делала и это большая ответственность. Но батюшка поддержал меня. Местные жители тоже в меня поверили, и я согласилась. Трудилась три месяца. Помимо работы над фронтоном, написала ещё две иконы для фасада.

В конце августа прошло торжественное открытие обновлённой часовни, батюшка освятил эти три новые иконы, на крыше установили крест, была служба, люди накрыли стол: кто-то испёк пирог, кто-то принёс традиционные блюда, получился такой добрый деревенский праздник.


О новом этапе творчества

Теперь я начинаю делать масштабные работы с большим количеством персонажей, и, конечно, хочется, чтобы картины оживали, как на фестивале Pageant of the Masters. Я планирую выходить из студии и выступать со своими картинами на публике. К тому же сегодня благодаря современным технологиям перформанс можно сохранить в видеоформате. Для студийных работ можно делать короткие отрезки видео с движущимися персонажами и публиковать это в соцсетях в качестве авторского контента.


О планах

Только что я закончила работать над новогодним сюжетом в стиле фэнтези. Это не обычная новогодняя картина, она странная, с шестью вымышленными персонажами. Кроме этого, планирую ещё один большой и яркий проект, но пока я не могу раскрыть подробностей. Вообще, у меня есть мечта, даже, наверное, цель: сделать огромную картину, где будет около пятидесяти живых героев. Но это возможно только после снятия карантина.


О мотивации


Сейчас такое время сложное. Этот коронавирус... Вокруг мало позитива. Мне хочется раскрасить мир яркими красками, подарить людям эмоции, впечатления. Они увидят, что, несмотря на все препятствия, жизнь не замирает, всё продолжает цвести и развиваться. Это будет вдохновлять людей, они не опустят руки, а будут стремиться к успеху, каждый в своём деле.

Instagram-ник Елизаветы – @elisabeth_anisimow.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзене: https://zen.yandex.ru/id/5dbac8c735ca3100b13e4594.
Комментарии
Comments system Cackle
Узнавайте о новых героях, участвуйте в обсуждениях!
Похожие истории
Хорошее дело
Евгений Голубев, ученый и краевед из Бурятии, стал отцом в 80 лет
Хорошее дело
Артем Белозеров, юрист из Омска, переквалифицировался в маршрутчики и организовал бесплатный проезд пассажиров
Хорошее дело
Михаил Малахов совершил уникальный автономный поход к Северному полюсу
Хорошее дело
Лариса Романова 18 лет ухаживает за мужем, получившим тяжелейшие травмы после покушения в Чечне