​Борис Демьянов

Возраст: 29
Воронежская область
01 ноября / 2020

​Экономист-управленец из Воронежа ​Борис Демьянов организовал бесплатные экосплавы, во время которых горожане очистили от мусора акваторию и берега реки Воронеж​

Идея экосплавов была на поверхности. Она родилась из экопикников, которые наше сообщество «Нескучный день» проводит на территории Воронежской области более трех лет. Мы собирали подписчиков нашей группы в красивом, но, к сожалению, замусоренном месте Воронежа. Сначала убирались там, а после отдыхали все вместе в уже чистом месте. Нет, мы не получаем удовольствие от собирания мусора, но нам нравится отдыхать в чистом месте.

Об экопикниках

По сути экопикники – это известные всем субботники, но от этого названия мы сразу отказались, так как у слова «субботник» есть неприятный душок. Для многих субботники – это то, куда сгоняли их не по собственному желанию, такая обязаловка сначала в школе, затем в институте и на работе. У нас же была цель привить людям идею чистой природы на добровольной основе. Сделать уборку улицы, берега или парка необходимым регулярным ритуалом. Вот, например, чистим мы зубы два раза в день, так почему бы и за природой не убираться с таким же постоянством? У нас большое сообщество, только во «ВКонтакте» более 70 тысяч человек, и мы решили начать с нашей аудитории, большинство из которых активные, являющиеся примером для своего окружения. 70 тысяч – это только наши подписчики, у которых есть свои подписчики и так далее. Идея экопикников давно ушла в народ, и это радует. Когда этой весной объявили самоизоляцию, нам пришлось отказаться от массовой уборки. Тогда мы предложили подписчикам во время одиночных прогулок по лесу или парку брать с собой по одному пустому мешку и собирать в него лежащий под ногами мусор. И дело пошло! Люди стали так делать, ставили хештег, выкладывали фото с экопрогулки, подавая хороший пример своим родным и знакомым.

О результатах экопикников

Приятно, когда приезжаешь на место, где был экопикник полгода назад, и видишь, что там чисто. В чистом месте бросают мусор только самые отмороженные. Большинство, кто раньше мусорил, видя, что их место отдыха теперь чистое, начинают убирать за собой. Они не задумывались над этим, когда видели горы бутылок рядом с собой. Здесь срабатывала теория разбитых окон, когда при виде беспорядка люди перестают вести себя цивилизованно и начинают мусорить по принципу «здесь и до меня грязно было».

О международном примере

Формат экопикников хорошо известен во всем мире. На Бали, например, я видел мужчину, который в разных местах острова проводит бесплатные тренировки по серфингу для всех желающих. Но у него есть одно условие: каждый, кто участвует в тренировке, должен взять с собой мешки, пройти по пляжу и собрать в них мусор. На его тренировки не собираются толпами, но здесь не количество важно, а информационный охват. Один человек сказал другому, что убирал мусор, второй – третьему и так далее. Такие акции воспитывают экологическую культуру в обществе. Я уверен, что это нужно делать именно с таких простых вещей. Сейчас модно говорить о раздельном сборе мусора. Согласен, это очень важно, но если человек элементарно не убирает после себя в лесу или бросает бутылки себе под ноги, то о раздельном сборе он точно думать не будет. Поэтому самая главная задача всех нас сейчас – это научиться не мусорить и убирать, а второй шаг как раз раздельный сбор.

Об экосплавах

Экосплавы удалось реализовать с помощью президентского гранта. Мы выиграли его в начале прошедшего лета, планировали, что и проводить их будем тоже летом, но пандемия нарушила планы. В итоге провели экосплавы в сентябре, хорошо, что месяц был теплым и удалось сделать почти все, как хотели изначально. Правда, мы думали сделать больше сплавов с ночевками за пределами Воронежа, хотели, кроме реки Воронеж, убрать еще реки Дон и Битюг, но пришлось перекроить планы. Но и в этом есть свои плюсы: мы поняли, что берега и акватория Воронежского водохранилища и самой реки загрязнены больше, чем мы думали, и поэтому хорошо, что все силы бросили на уборку именно реки Воронеж. Экосплавы мы организовали совместно с нашими друзьями, сообществом «Два весла», которые занимаются походами на байдарках. Маршруты сплавов не повторялись, старт всегда был из разных точек, это сделали, чтобы максимально охватить территорию уборки. Анонс каждого сплава мы размещали в своих группах, записаться могли все желающие, ограничение было только одно: возраст участников 18+, такое ограничение ввели исключительно с точки зрения безопасности, ведь основное действие проходило на открытой воде. Перед стартом мы выдавали участникам перчатки, сачки, большие мешки для уборки на суше и сетчатые мешки для мусора, выловленного из воды. Собранный мусор мы группировали и по телефону сообщали коммунальным службам, где он находится, чтобы его оттуда вывезли.

О чистой совести

Но одной уборкой экосплавы не ограничивались. После уборки все участники усаживались на убранной поляне и смотрели с помощью проектора кино о природе, а после беседовали с приглашенными гостями, экспертами в области экологии. Например, в один из дней к нам присоединилась основательница проекта «Экотакси» Катерина Хомич. Она рассказала о раздельном сборе мусора, с чего можно начать, как все сортировать и куда потом мусор утилизировать. Научно-познавательные фильмы и встречи с экоактивистами были важными элементами экосплавов. Мы не хотели, чтобы сплавы воспринимались как бесплатная возможность покататься на байдарках. Здесь нужно было подойти к организации более комплексно, чтобы люди сначала приняли участие в уборке, а закрепили полученный практический урок еще и хорошей теорией, чтобы раз и навсегда отложилось в голове, что мусорить нельзя, что убирать за собой – это нормально. Почему-то есть такое распространенное мнение в современном обществе, что убирать за нами должны коммунальные службы, раз им деньги платят. Нет, ребят, убирать за собой – это не обязанности дворников, это ваша личная обязанность перед вашей же совестью. А если у кого-то совесть спит и он свинячит на природе и спокойно уезжает домой, то можно и убрать за такими хрюшами. И это тоже нормально, нам нужно сломать этот дурацкий стереотип, что уборка мусора – не царское дело. Это дело каждого из нас, не будем этого делать – сами же погрязнем в мусоре. Уверен, те, кто хоть раз принимал участие в наших экопикниках или экосплавах, никогда не будут мусорить.

О старте проекта

Первый экосплав стартовал из центра Воронежа: с Адмиралтейской площади. Это одно из самых популярных туристических мест в городе, здесь находится копия линкора петровской эпохи: корабль-музей «Гото Предестинация». Казалось бы, если это такое популярное место, то там должно быть чисто. Да, на самой площади за порядком следят, а в метрах ста от нее свалки из бутылок. Прежде чем отправиться в первый сплав, участники прошлись про береговой линии и за полчаса собрали более 20 больших мешков мусора. Потом сели в байдарки и отправились в сторону Вогрэсовского моста, у каждого экипажа были сачки и мешки-сетки, чтобы туда складывать выловленный в воде мусор. Сплав проходил вдоль набережной с одной стороны и парка «Алые паруса» и жилого сектора с другой. Сколько мы тогда вытащили мусора из водохранилища, даже вспоминать не хочется. Мы привыкли видеть мусор на суше, но в воде его не меньше. Берег водохранилища – любимое место отдыха воронежцев. Там постоянно устраивают пикники, жарят мясо, выпивают, вот только убирается, к сожалению, меньшая часть отдыхающих. И весь мусор после такого отдыха остается на берегу, а после ветром сдувается в воду, в воде пластик лежит годами. Он покрывается тиной, его вроде бы и не видно с берега, но, когда начинаешь работать сачком, столько «сюрпризов» появляется!

О «сюрпризе»

Одним из «сюрпризов» в первый сплав был плюшевый верблюд, которого наши ребята нашли в заводи недалеко от парка. Они сначала не поняли, что это такое. Была даже мысль, что это живое существо, поэтому немного волновались, подплывая, но потом поняли, что это мягкая игрушка. Схватили ее руками, сачком невозможно было подцепить, так как игрушка была слишком большая и тяжелая, посадили на нос байдарки и так пришли с новым членом экипажа к берегу. Интересно, как такая большая игрушка попала в воду, ясно, что не ветром ее сдуло, получается, что люди решили избавиться от ненужной вещи, выбросив ее не в мусорный контейнер, а в водохранилище.

О будущем экопроекта

Участники экосплавов – люди разного возраста и разных профессий. Самым молодым было 18 лет, самым возрастным – за 50 лет. Судя по отзывам в соцсетях, эта идея понравилась горожанам, поэтому у этого проекта будет продолжение. В будущем я хотел бы сделать экосплавы универсальными, привлечь к уборке владельцев гидроциклов, катеров и сапбордов.

О себе

Я вырос в семье врачей, но сам по этому пути не пошел. Сначала закончил экономический факультет вуза, затем юридический, еще есть диплом переводчика. Конкретно по полученным профессиям не работаю, но знания каждой специальности помогают мне развивать любимое дело. Шесть лет назад мы с друзьями создали сообщество любителей путешествий «Нескучный день». Начинали с поездок в пригород Воронежа, а сейчас география охватывает большую часть России и ряд стран. Также не забываем про местные однодневные поездки, мы придумываем интересный маршрут по Воронежской области или по соседним регионам, размещаем анонс в соцсетях и предлагаем поехать вместе. Так люди узнают родной край, знакомятся с новыми людьми и даже влюбляются, создают после поездок семьи.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзене: https://zen.yandex.ru/id/5dbac8c735ca3100b13e4594.