Иван Мельников

Герой дня!

Хорошее дело
Иван Мельников
Возраст: 60
Татарстан
26 января / 2020

Директор школы из села Старый Куклюк Республики Татарстан Иван Мельников спасает свою деревню от вымирания этническим туризмом

Одна за другой погибают маленькие деревеньки в нашей округе, если раньше деревни держались благодаря колхозам, то сейчас главное, что спасает их от смерти, – школа. В деревне Черкасово, где я живу, осталось 18 человек, а в Старом Куклюке – значительно больше: порядка 200. Это единственное марийское село в Елабужском районе. Там и школа есть, где я работаю директором уже почти четверть века, она-то как раз и является основным центром притяжения селян. У нас народ активный, никто не приедет к нам и ничего за нас не сделает. Есть, правда, такие деревни, которые сидят и ждут, а у нас своя голова на плечах. Наша главная цель – развитие деревни и этнотуризма, чтобы народ к нам поехал. Пока – туристы, а потом, может, кто и останется…

Об изобретениях

Меня все больше называют новатором и генератором идей. Как только разнеслась весть про мой лошемобиль, так вот уже 10 лет «не зарастает к нам народная тропа» журналистов. Но лошемобиль, баня на колесах и другие мои идеи служат самому главному: мы развиваем этнический туризм.

Лошемобиль – это мое ноу-хау, лошадь, совмещенная с автомобилем. Если быть точным, автомобиль на лошадиной тяге. Поначалу я придумал лошемобиль исключительно для удобства, это уже потом все начали о нем говорить. Вроде и ничего такого, а еще одна особенность в копилку наших отличий, которыми интересуются приезжие.

Прототипом лошемобиля послужила карета Екатерины II, которую я видел в Казани. Тогда я подумал: «Ну чем мы хуже?». Кузов старенького 412-го «Москвича» попросил у соседа, мы его разобрали, сняли двигатель, убрали руль, приладили вожжи. Так и получился у нас лошемобиль. Опытным путем я выяснил, что гораздо удобнее, когда вожжи с правой стороны. Так у меня вышла «праворульная иномарка» на одной лошадиной силе. Поначалу сельчане посмеивались: что за чудо такое ездит? Всерьез не воспринимали. А мне что? Мне удобно, у нас, бывает, сильно дороги заносит или такая распутица, что кроме как на моем лошемобиле не проедешь. А еще бензин моему транспорту не требуется.

Первый раз я приехал на лошемобиле на хоккейный турнир (наши ребятишки в нем участвовали), увидели мой транспорт журналисты и давай про нас рассказывать. Сначала показали по местному телевидению, а потом пошла молва, до столиц дошло. Лошемобиль еще требует доработки: нет в нем печки, но думаю, что можно буржуйку приспособить, а чтобы музыка была, старый аккумулятор можно пустить в дело.

Еще в арсенале транспортных средств у нас есть лошесани: это кабина от «Москвича», приспособленная на полозья. В сильные заносы проехать по проселочным дорогам можно только на них.

Меня часто называют сельским Кулибиным, мне не сидится на месте, я все время что-то придумываю, изобретаю. На очереди мельница на лошадиной тяге, фамилия-то обязывает. Когда-то в нашей деревне была водяная мельница, вот хочу ее восстановить.

Как-то позвонила тетка моя из Алма-Аты, говорит: «Что ты там такое выдумал?». Я рассказал и про лошемобиль, и про лошесани. А она удивилась и говорит, что я мог бы на этом зарабатывать. Не меньше ее удивился я. А потом, гляжу, туристы потянулись.


Об этнотуризме

Туристы к нам начали ездить постепенно, первыми приехали китайцы, затем немцы, и пошло: финны, японцы, турки... У нас есть на что посмотреть. Интересно так: стали угощать китайцев, а они едят да приговаривают: «Хорошя! Хорошя!». Оказалось, что картошка им понравилась. Кстати, о картошке: мы в ноябре этого года открыли ей памятник! На невысоком постаменте установлены орудия, которые применяются при возделывании картофеля, – плуг, тяпка, лопата, окучник – и рядом корзина с крупными клубнями. Надпись тоже незамысловата: «Спасибо Колумбу, спасибо Петру. Пришлась ты, родная, нам всем по нутру». Зачем нам этот памятник? Для туристов. Есть же памятники и рублю, и варенику, и бездомной собаке, а у нас – картошке. Да и почему бы ей не установить памятник, это же второй хлеб!


Еще у нас есть усадьба, копирующая настоящее марийское подворье. Здесь есть и банька по-черному, в которой могут искупаться туристы, чтобы оградить себя от легочных хворей да кожных болезней. А центральное место занимает сама изба – бревенчатая, крытая соломой. В Удмуртии я нашел дом, который хотели пустить на дрова, я договорился с хозяевами, чтобы этот дом за барана мне отдали. Так, на двух лошадиных подвозах мы перевезли к нам сруб. А потом мы его сложили, как он был, покрыли крышу соломой, внутри обустроили, вот у нас и музей вышел.

Все желающие могут приобщиться к деревенскому быту: мы научим и корзины плести, и дрова колоть, и куделю прясть, и песни петь в национальных костюмах.

Наш музей не простой, это место, где хранится память поколений. Вот дачники приезжают, покупают дома, все из них выкидывают, даже не задумываясь о ценности. А мы все это собираем. Нельзя жить, не зная своей истории. Детям нужно прививать интерес к родному краю, к территории, где мы живем. Как жить без корней? Дерево без корней гибнет, так и человек.

Иногда нас называют местной туристической Меккой, потому что мы первые начали развивать туризм и проводить этнокультурные экскурсии.


О школе

В нашей школе работают 22 человека, это все-все сотрудники: и учителя, и повар с кочегаром. Наша школа еще держится на плаву, потому что является единственной национальной школой в нашем районе, да и результаты работы у нас хорошие. Детей у нас мало, но учатся они на четырех языках. Основной – русский, до 1956 года было обучение на марийском языке, сейчас он у нас изучается как факультативный 4 часа в неделю. Это неплохо. У нас есть также второй государственный язык, татарский, преподается и английский язык.

Чтобы дети знали свою историю, не теряли связь с корнями, работает кружок марийской национальной культуры. Есть занятие и для взрослых – национальный ансамбль «Марийские зори». Кстати, всех туристов мы встречаем именно с ним. Наши бабушки отменно поют. Начинают встречу традиционно они, затем перемещаемся в школу, там ученики встречают гостей с хлебом да солью. А потом идем по нашим музеям, где гостям обо всем рассказывают экскурсоводы.


О себе

Я сам из династии педагогов, наш общий стаж – более 400 лет! В 1980 году окончил институт и сразу мне дали классное руководство в 8 классе, а преподавал я физкультуру и труд. В 1986 году я женился и мне доверили руководство школой. Мой педагогический стаж – около 39 лет. Если бы я не любил это место, то никогда бы здесь не остался. А вообще, кто-то же должен жить в деревне, если все уедут в эти мегаполисы, то что хорошего получится? Живут люди в одном подъезде, а знать друг друга не знают… Надо, чтобы в деревне молодежь оставалась. А как ее удержать? Мы делаем что можем, и пусть этого мало, но важно, что мы не ждем сторонней помощи и не сидим сложа руки. Может, что-то и изменится.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзене: https://zen.yandex.ru/id/5dbac8c735ca3100b13e4594.
Комментарии
Comments system Cackle
Узнавайте о новых героях, участвуйте в обсуждениях!
Похожие истории
Хорошее дело
Евгений Голубев, ученый и краевед из Бурятии, стал отцом в 80 лет
Хорошее дело
Артем Белозеров, юрист из Омска, переквалифицировался в маршрутчики и организовал бесплатный проезд пассажиров
Хорошее дело
Михаил Малахов совершил уникальный автономный поход к Северному полюсу
Хорошее дело
Лариса Романова 18 лет ухаживает за мужем, получившим тяжелейшие травмы после покушения в Чечне