Нина Петрова

Герой дня!

Хорошее дело
Нина Петрова
Возраст: 58
Псковская область
03 декабря / 2019

Балетмейстер из Великих Лук Нина Петрова создала в провинциальном городке балетную студию, где обучает искусству танца девочек и женщин от 14 до 60 лет

Для меня до сих пор остается загадкой, как при моей страсти к балету я осталась в Великих Луках и прожила здесь практически всю свою жизнь. К моему большому сожалению, в нашем городе балет был и остается только на любительском уровне. Но, несмотря ни на что, я занимаюсь балетом вот уже 50 лет. И этой полувековой любви не помешали ни отсутствие у меня специального образования, ни жизненные невзгоды. Балет – это мое призвание, моя гордость, моя жизнь.

О первых впечатлениях

Я должна признаться, что люблю балет нежно и преданно. «Любите ли Вы балет так, как люблю его я?», – эта фраза всецело передает мое отношение к этому невероятному виду искусства. Когда я родилась, телевидения не было и в помине, особенно в нашем провинциальном городке. Но я на всю жизнь сохранила воспоминания о фильме, который однажды показывали на большом экране в местном клубе им. В.И.Ленина. Картина была посвящена Майе Михайловне Плисецкой. Одно из моих самых ранних и ярких воспоминаний – Майя Михайловна в образе умирающего лебедя. Она моя путеводная звезда, любовь к ней и к балету будто бы упала на меня с небес… В детском саду под любую музыку я раз за разом танцевала умирающего лебедя. Все дивились, откуда эта пластика в маленькой девочке? Моя бабушка приняла единственно верное решение – отвела меня в балетную студию, где я занималась целых 10 лет.



О занятиях балетом и технической специальности

Я считаю, мне очень повезло, что в нашем маленьком городке вообще была балетная студия. Конечно, я не застала, но говорят, что некогда в ней преподавали педагоги из Мариинского театра! Это ли не удача для провинции?! Я занималась у педагога, окончившего Пермское хореографическое училище, но уроки у него тоже были прекрасны. Когда пришло время выбирать свой путь, мой педагог сказал мне, что балет – это огромный труд и не все могут посвятить ему жизнь от начала и до конца. Так, по случайности, я поступила в технический вуз в Санкт-Петербурге, но это обстоятельство не помешало мне продолжать любить балет и жить им. Он манил меня и не давал покоя, поэтому я стала брать занятия у педагога Ирины Кузьмичевой, которая сразу же перевернула мою жизнь!

Нужно ли говорить, что Санкт-Петербург – это колыбель балета?! Именно тогда я поняла всю силу этого великого искусства. Я обучалась вместе с самыми разными девушками и женщинами, уже сейчас я понимаю, что это был балет для взрослых, то, чем, собственно, я занимаюсь сейчас.


О создании студии «СТОпа»

Получив диплом в техническом вузе, я, даже не открыв, отправила его на самую дальнюю полку. Вернувшись домой, в Великие Луки, я стала заниматься балетом. Да, у меня нет диплома об образовании, но есть призвание и много лет, проведенных у станка.

Очень долго я преподавала балет детям, а потом поняла, что переросла этот уровень и вспомнила опыт своего педагога Ирины Кузьмичевой. Никто не верил в успех моего начинания. Но я постаралась говорить с людьми на понятном языке и объявила набор на боди-балет с элементами фитнеса. Тем не менее в основе лежат только классика и работа у станка. В этом году балетной студии «СТОпа» исполнилось 10 лет.


Об ученицах

В числе моих учениц девушки и женщины очень разного возраста, например, занимаются три женщины старше 50 лет. Основной костяк сейчас составляет 16 человек, были времена, когда класс достигал 40 учениц. Есть те, которые со мной с первого дня образования студии, они пришли буквально с улицы, но все эти годы мы растем и совершенствуемся вместе.

Особенность нашей студии в том, что мы постигаем балет с нуля, как в начальной школе дети учатся писать палочки и закорючки, так и мои ученицы начитают с самых азов. Нигде нет такой цельной системы, как в классическом танце. Моя главная функция – показать, научить и ничего не нарушить, потому что в балете все продумано до мелочей. Невероятно, но факт: я сумела подготовить моих учениц с нуля, и сейчас наш десятилетний концертный репертуар насчитывает 40 номеров! Я не пытаюсь выработать какой-то свой стиль, моя цель – помочь ученицам узнать и полюбить классический балет.


О молодежи и классике

Сейчас ко мне приходит молодежь с самыми минимальными знаниями о классике. Мы друг от друга испытываем ужас, к сожалению, мало кто возвращается ко мне после первого занятия. Молодежь не подготовлена к серьезной музыке, но это не их вина. У нас нет культуры танца как такового. Что развито повсеместно? Хип-хоп, восточные танцы, пилатес, брейк-данс… Иногда я думаю: а что если бы в нашем городе не было моей студии балета? Я прихожу в ужас от того, что у тех, кто любит балет, не было бы альтернативы… Моя особая гордость – преемственность поколений. Сейчас у меня занимается три поколения женщин одной семьи: бабушка, мама и внучка. Это удивительно и очень трогательно!


О пользе балета

Существует мнение, что балет вреден для здоровья. Профессиональный, безусловно, вреден, потому что тело испытывает нечеловеческие нагрузки. А тот балет, которым занимаемся мы, наоборот, полезен от кончиков пальцев до кончика носа. Наш балет – это грамота тела, познание себя, своих возможностей. Многие ошибочно считают, что балет – это растяжка. Нет! Балет – это корпус. Именно он диктует все. Корпус – это осанка, которая не помешает ни одной женщине! А когда действо развивается под невероятную музыку, то разве можно все это сравнить с каким-то пилатесом?

Я говорю своим ученицам, чтобы они учились слушать себя, свои ощущения, которые идут изнутри, познавали свое тело. У великой Пины Бауш есть великолепная фраза: «Мне не важно, как вы двигаетесь, мне важно, что вами движет». Я пытаюсь донести до своих учениц, чтобы они чувствовали телом, передавали эмоции через движения. Танец это прекрасно, это гармония, которая век от века волновала людей. В нашем балетном классе на стенах висят репродукции Дега, на моем рабочем столе стоят статуэтки балерин, я хочу, чтобы мои девочки жили балетом, чтобы он не отпускал их ни на минуту.


О балете вне возрастных рамок

Я помню, как однажды ко мне пришла 57-летняя женщина с прекрасным сложением. Она рассказала мне, что в раннем детстве ее не приняли в балетную школу – не подходила по комплекции. Я была поражена! Как так!? Оказалось, что человек пронес эту боль через всю жизнь и, придя ко мне, она решила все же попробовать приблизиться к своей мечте, пусть на шестом десятке лет.

Я уверена, это глупость, когда говорят, что возраст – помеха для достижений. Нужно смотреть глубже, быть готовым учиться и удивляться, ошибаться и проявлять любопытство. Нужно жить! Иногда мне звонят, чтобы узнать больше о студии, и говорят: «Мне уже 28 лет…». А я всегда поправляю: «Может быть, не уже, а еще?».

У Анастасии Цветаевой есть стихотворение: «Мне 80 лет, еще легка походка…». Я считаю, что основной критерий возраста – еще легка походка! А чтобы походка была легка, нужно танцевать!


О жизни вне балета


Вне балета у меня тоже есть жизнь: это семья, муж, сын, сестра, племянницы. Но так или иначе, вся моя жизнь переплетена с балетом, он везде, в каждой клеточке моего тела, в каждой мысли. Я испытываю счастье от того, чем занимаюсь. Я могу спокойно работать, зная, что занимаюсь своим делом. Ничего мне не дает такого чувства покоя, как ощущение того, что я там, где должна быть. Сейчас я готовлю концерт, который назвала «Танец жизни». У меня действительно танец жизни, который продолжается день за днем и дарит мне счастье.

Группа балетной студии «СТОпа» во «ВКонтакте»: https://vk.com/letaj

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзене: https://zen.yandex.ru/id/5dbac8c735ca3100b13e4594.
Комментарии
Comments system Cackle
Узнавайте о новых героях, участвуйте в обсуждениях!
Похожие истории
Хорошее дело
Евгений Голубев, ученый и краевед из Бурятии, стал отцом в 80 лет
Хорошее дело
Артем Белозеров, юрист из Омска, переквалифицировался в маршрутчики и организовал бесплатный проезд пассажиров
Хорошее дело
Михаил Малахов совершил уникальный автономный поход к Северному полюсу
Хорошее дело
Лариса Романова 18 лет ухаживает за мужем, получившим тяжелейшие травмы после покушения в Чечне