Надежда Байдакова из Набережных Челнов создала «Доступный театр» для детей с ограниченными возможностями

18 апреля 2016

«Началось все с молодежного благотворительного театра «Без границ», которым я руковожу уже около 10 лет. Мы работали с малышами из детских приютов и реабилитационных центров. Это та категория детей, которым хронически не хватает внимания и любви. Понятно, что за несколько часов общения невозможно восполнить этот пробел, но мы старались отвлечь ребятишек и окружить их заботой и вниманием. С 2013 года мы зарегистрировали организацию АНО «Союз Добрых Сердец» и создали команду больничных клоунов города Набережные Челны.

О наблюдениях

Рождение дочерей стало важнейшим событием в моей жизни, а к нему добавилось еще и то, что мои девочки стали ходить в ортопедический детский сад. Особенность такого детского сада в том, что его посещают дети с разными возможностями здоровья, в том числе и с ДЦП. Всякий раз девочки рассказывали мне, как они весело проводят время, затевают самые разные игры, даже ребятишки с ДЦП – активные участники, а все потому, что в среде детей нет условностей и тех психологических барьеров, которые так любят взрослые. Эти наблюдения копились в душе и искали выхода, но пока я не знала, в какую форму работы это выльется. Это был такой внутренний, подготовительный этап.

О «Доступном театре»

Идею доступного театра мне подсказала директор Центра лечебной педагогики Ася Кислова. Узнав, что я заядлый театрал, она предложила мне организовать пробные занятия для детей с особенными потребностями. Конечно, я не была готова к такому предложению, опыт работы у меня был, но только с обычными ребятишками. Немного подумав, я решилась организовать пробные занятия с пятью детками. В процессе работы с ними ко мне пришло понимание – вот то дело, которым я хочу заниматься. Я не просто отдаю себя детям, я делаю их жизнь лучше.

Сейчас наш проект претерпевает определенные изменения. Их суть в том, что наш театр открыт не только для детей, в постановках могут поучаствовать люди разного возраста, образования, социального положения, то есть все те, кто чувствует тягу к театральному искусству. Не секрет, что в нашей жизни случаются стрессы, присутствует доля негатива, да и вообще много разных ситуаций, которые выбивают нас из привычной жизненной колеи. Бывает так, что хочется реализоваться, проявить свои скрытые способности вне каких-то рамок. И театральное искусство полностью отвечает таким потребностям.

О театральном процессе

Все составляющие театрального процесса, будь то актерское мастерство или сценическая речь, позволяют решать целый ряд проблем, например, снимать мышечные зажимы, развивать фантазию и воображение, активизировать память. Наши участники – люди от 5 до 100 лет! Еще у нас есть группа инклюзивного театра. По сути, наш театр – это пример социального предпринимательства. То есть занятия в группах для взрослых, здоровых людей проходят платно, а для ребятишек с ограниченными возможностями здоровья – на бесплатной основе. В перспективе мы планируем ставить спектакли, в которых будут участвовать и дети, и взрослые вне зависимости от состояния здоровья. Такое взаимодействие очень полезно для обеих сторон, потому что и дети, и взрослые с разными возможностями здоровья будут учиться взаимодействовать между собой. Это как раз то открытие, которое я сделала для себя несколько лет назад, когда мои девочки посещали детский сад наравне с ребятами с ДЦП.

Об участниках

Первые маленькие театралы к нам пришли из различных организаций, работающих с детьми-инвалидами, а потом сработало «сарафанное радио». У нас занимаются самые разные ребятишки – есть с ДЦП, с задержкой в развитии, с аутизмом, но как бы то ни было, мы ищем индивидуальный подход к каждому ребенку. Самое главное – у детей, которые ходят к нам на занятия больше трех месяцев, заметен прогресс. Например, дети с аутизмом сосредоточены на своих внутренних переживаниях, для такого ребенка существует только он и мама. А мы наблюдали случаи, когда такой ребенок раскрывается, так или иначе, общаясь с другими детьми. Это очень важный момент и для самого ребенка, и для его мамы. Есть мальчик, который не разговаривает, но если он видит, что другой ребенок что-то делает не так, он приходит к нему на помощь и показывает, как нужно! И это очень здорово, когда такие дети проявляют себя. Бывает, что все начинается с маленькой помощи, а потом перерастает в дружбу.

Наш театр поддерживает семейственность, например, на наши занятия ходят папа с сыном. Они пришли к нам целенаправленно, потому что долго искали занятие, которое бы позволяло как можно больше проводить времени вместе и проводить его с пользой. Папа занимается во взрослой группе, а сын – в инклюзивной. Очень интересно наблюдать за ними, как они делятся друг с другом впечатлениями и переживаниями, как они обсуждают происходящее, как у них формируется совместное отношение к возникающим вопросам и ситуациям.

О больничной клоунаде

Не стоит думать, что с появлением «Доступного театра» я перестала заниматься больничной клоунадой. Это не так. Это одно из моих любимых и очень важных направлений в работе. Больничная клоунада уникальна по своему терапевтическому эффекту, наши занятия с ребятишками сродни таблеткам и уколам, но во сто крат приятнее! В социальных сетях я познакомилась, пожалуй, с самым известным больничным клоуном нашей страны, Константином Седовым, а через него я стала общаться с представителями из Казани. Мы прошли обучение, ездили на семинары в Москву, а сейчас уже я сама учу желающих всем премудростям и особенностям больничной клоунады. У нас сложилась дружная команда неравнодушных людей. Работой с ребятишками мы занимаемся постоянно – еженедельно мы выезжаем в медучреждения, с которыми сотрудничаем уже не первый год. А еще с этой же командой единомышленников мы ставим различные интерактивные спектакли – это тот случай, когда театр соединяется с больничной клоунадой.

О своем пути

Когда мы с больничной клоунадой посещали детские дома и реабилитационные центры, я смотрела на детей, общалась с ними и понимала – да, вот им действительно нужна моя помощь и мое внимание. После мои наблюдения трансформировались в «Доступный театр». А еще меня по жизни ведет одна мысль, которую я прочитала в Библии. Не передам дословно, но суть в том, что пока есть силы и возможность, нужно творить добро. Вот я на своем уровне и стараюсь делать что-то полезное вместе с командой. Каждый день. Хотя бы чуть-чуть. Это и есть счастье, это и есть мой путь.»