Светлана Капанина

Герой дня!

Спорт
Светлана Капанина
Москва
01 февраля / 2015

Летчик-инструктор Светлана Капанина стала 39-кратной чемпионкой мира по высшему пилотажу

В авиации много профессионалов, перед которыми я снимаю шляпу. Поэтому всегда шучу, что я «случайный» человек в авиации. А небо – не покорить. Оно может или принять, или нет. Примет – и ты купаешься в нем, становишься частью Безбрежного… Не принимает – пашешь, страдаешь, изнашиваешься, боишься... Покоряется не небо, а самолет, когда твой технический и физический потенциал сливается с его возможностями. Вот тогда что-то получается в небе...

«В авиации много профессионалов, перед которыми я снимаю шляпу. Поэтому всегда шучу, что я «случайный» человек в авиации. А небо – не покорить. Оно может или принять, или нет. Примет – и ты купаешься в нем, становишься частью Безбрежного… Не принимает – пашешь, страдаешь, изнашиваешься, боишься... Покоряется не небо, а самолет, когда твой технический и физический потенциал сливается с его возможностями. Вот тогда что-то получается в небе... 

О «случайности» 

Я родилась и выросла в маленьком городке в Северном Казахстане. Все детство занималась спортом и спортивной гимнастикой, участвовала в соревнованиях. Уже тогда мечтала прыгнуть с парашютом и заниматься карате, но в нашем городе не было такой возможности. Мечтала стать каскадером. Высота и скорость были моей стихией.

По первому образованию – фармацевт. Конечно же, это не мой выбор, а скорее всего стечение обстоятельств. По распределению я попала в Курган, тут-то моей мечте и пришло время сбыться. Пришла записываться на парашютную секцию, а записалась на самолетную. В тот момент не имела даже представление, что такое высший пилотаж и на каких самолетах предстоит летать. 

О покорении 

В памяти навсегда останется тот день, когда спустя четыре месяца теоретических занятий, я впервые приехала на аэродром. Увидела самолеты, на которых предстоит летать, а потом полет…. Что такое высший пилотаж, узнала и впервые увидела не с земли, а из кабины самолета Як-52. Это незабываемые ощущения, которые подарил Леонид Солодовников, мой будущий тренер, профессионал своего дела. Он не пожалел меня ни в этом первом полете, ни в дальнейших тренировочных. Привил любовь к небу, и передал свой жесткий и красивый пилотаж… Перегрузки были колоссальные! Земля и небо – все вращалось вокруг самолета... Руки, ноги приходилось напрягать, чтобы они не летали по кабине, и не мешали постоянно вращающейся ручке управления и движущимся педалям… Адреналин зашкаливал. В голове мелькала одна мысль, как пилот успевает собрать все воедино: думать, видеть, вращать и останавливать самолет? Этот полет был точкой принятия решения – остаться в пилотаже. Сейчас небо и самолет – это не только работа, это образ жизни… В небе ты сливаешься с самолетом в одно целое, ты «дышишь» вместе с ним и… летишь.

32r2QuvdoxA О соревнованиях

Ежедневные тренировки, строгий тренер, постоянное напряжение. Тогда мне казалось, что я здесь человек «случайный», ничего не умею, ничего не получается. Когда ехала на первые зональные соревнования, боялась, что буду последней. Переживала сильно, но когда села в кабину, успокоилась, настроилась и полетела. И когда заняла 4-е место в общем зачете (женских зачетов не было), была приятна удивлена, но до конца не верила, списала все на случайность, да и сейчас каждая победа для меня «невероятна». Первая моя настоящая победа – это чемпионат Европы в 1993 году, я стала серебряным призером, но медаль тогда не дали, женщинам «медяшек» не досталось. Огромную роль в «рождении» профессионала играют именно тренера, а инструктора дают нам азы, открывают целый мир спорта и любимой профессии. Не могу не назвать их имена: Лариса Еремушкина-Руппель, Леонид Солодовников, Николай Голубцов, Александр Рукавишников. Одни увидели во мне спортсмена, другие – пилота. С ними я сделала свои первые шаги к победам… Очень благодарна им за все мои, а точнее НАШИ с ними победы...

О случаях

В спортивной авиации, как и в любом техническом виде, к сожалению, не обходится без отказов авиатехики и аварийных случаев. Я не очень люблю об этом говорить, но что есть – то есть. Были такие случаи. Несколько отказов двигателя. Один из которых произошел на МАКСЕ (Международном авиационно-космическом салоне) в процессе демонстрационного полета на неуправляемом вращении. Вывела самолет из вращения, доложила руководству о проблеме, и произвела вынужденную посадку. На земле никто и не понял, что произошел отказ двигателя, удивились лишь короткому выступлению. В таких ситуациях пугаться некогда – нужно работать… Еще был случай: за день до отъезда на чемпионат Европы при выполнении «обратного плоского штопора» отлетела лопасть винта и вонзилась в консоль крыла, через секунду сорвало весь винт. В такие моменты время так сильно растягивается, что успеваешь не только обдумать несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации, подумать о семье и вспомнить анекдот… Вывожу из штопора, самолет летуч, вывод идет с запаздыванием в несколько дополнительных витков. С земли запрос: «38-й, у вас все в порядке?» Вспоминаю случай, как у девушки на приборной доске открутился винтик. Она докладывает: «Отлетел винт» Руководитель полетов разгоняет самолеты, дает экстренную посадку. Она прилетает, держит в зубах винтик и говорит: «Вот...». Так и я пытаюсь правильно сформулировать, но не нахожу ничего кроме как «отлетел винт»…Посадка была сложная, фонарь залило маслом, но самолет цел, летчик жив.

4386489_large

О Китайском штурме

«Риск благородное дело», но когда у тебя двое детей – бесполезное. Помню, в Китае проходил Кубок мира, женщина была одна, остальные – мужчины. Отлетала полет, все хорошо. Организаторы предлагают пилотам-участникам пролететь сквозь пещеру. Авиашоу проходило недалеко от горы, в которой и была сквозная пещера. Проход 30 на 60 метров. Все пролетели.

О семье

Сейчас я рискую меньше, дома меня ждет муж и двое детей. Дочь Есения и сыночек Пересвет. Имена выбирали старинные, русские. После рождения первенца, я через недели три пришла в зал и поняла, что не могу ни кувыркнуться, ни присесть. Как можно так быстро потерять форму, которую создавал годами! Для меня это было шоком. Восстанавливалась тяжело, через пару месяцев уже участвовала в соревнованиях. Сейчас дети вместе занимаются сноубордом (слоупстайл) и плаваньем. Сын – боевыми искусствами как папа, мой муж – тренер. Мальчик и должен быть мальчиком, уметь постоять за себя и своих близких. А Есения танцует, но ей с детства нравится летать, только она научилась говорить, сразу определилась: «Буду летать на мамином самолете!». Думаю, это у нее в крови. Я когда была беременна дочкой, на втором и на пятом месяце, мы с ней отработали два Кубка мира. Мне казалось, она получает колоссальное удовольствие от полета, я себя чувствовала в это время превосходно. Было такое впечатление, что она укладывается вместе со мной в сидение, будто место занимает. Настроились, пристегнулись, полетели! У нас было двойное удовольствие! Семья – это моя радость, моя жизнь. С рождением детей появилась осторожность, с головой в омут не кидаюсь.

О трудностях авиации

Печально, что наша авиационная школа уходит. И в спортивной авиации, и в гражданской есть огромные пробелы. Часто падают самолеты, понятно, что основные неисправности в матчасти, но надо сказать, что в наши дни пилоты не получают должного налета часов перед началом своей профессиональной карьеры. Считается, что современные пассажирские самолеты не срываются в штопор. Но, как показывает расследование авиакатастроф, это все равно происходит. И к таким ситуациям пилоты практически и психологически не готовы, так как не имеют навыков пилотажных и визуальных полетов. Теоретически они знают, а практически даже не имеют представление, что такое штопорное и неуправляемое вращение, а тем более как из него выводить самолет. Поэтому, к примеру, когда надо отдать ручку от себя и обеспечить самолет скоростью, наоборот тянут ее на себя, усугубляя ситуацию. И не могут даже определить направление вращения. Раньше было несколько ступеней, чтобы ученик стал не просто пилотом, а профессионалом своего дела и уверенно себя чувствовал в любой ситуации. Сейчас для тренировок просто не хватает самолетов и финансирования. Для меня на сегодняшний день главное – создание спортивного пилотажного центра высшего авиационного мастерства, где могли бы базироваться сборные команды России по авиационным видам спорта.

О мечтах

Если не говорить о детях, то мечта одна – иметь самолет, на котором можно выступать за Родину. И, конечно же, все условия для тренировок и участия в соревнованиях. А пока – спортивное будущее туманно так как в этом году уже не на чем летать… Вот так все грустно в нашей спортивной авиации…»

Комментарии
Comments system Cackle
Похожие истории
Спорт
Дарья Николаева, горнолыжница из Красноярска, завоевала «золото» по фристайлу на Универсиаде в Трентино
Спорт
Ирина Скворцова, бобслеистка из Москвы, выжила после страшнейшей аварии во время тренировочных спусков и стала телеведущей
Спорт
Анастасия Павлова справилась с болезнью и стала трехкратной чемпионкой России по фехтованию
Спорт
Юный слепой певец из Бурятии Лудуб Очиров выступит на церемонии открытия Параолимпиады