Юлия Цун

Герой дня!

Спасение
Юлия Цун
Возраст: 30
Хабаровский край
28 августа / 2018

Воспитатель из Хабаровска Юлия Цун развивает проект наставничества, помогающий воспитанникам детского дома социализироваться в обществе

«После окончания педагогического колледжа преподавала вокал в центре эстетического воспитания, и среди детей Дарина выделялась одаренностью. Мы с ней часто занимаясь индивидуально, подружились. Но у нее в жизни случилась трагедия, и она попала в детский дом. Примерно год продолжала у меня заниматься, и, как сейчас понимаю, я для нее стала негласным наставником. Общение с девочкой подтолкнуло к мысли попробовать себя в роли воспитателя детского дома. Так что можно сказать, что туда меня привел ребенок. Дарине уже восемнадцать лет, она сейчас живет у сестры, и мы поддерживаем связь до сих пор.

О проекте 

Проект «Стань старшим другом» начался с того, что к нам в детский дом пришел молодой человек, который потом стал моим мужем. Вместе с ним проводили для ребят разные мероприятия, пробовали новые формы работы, но нас не отпускало чувство: все это – не то, что действительно нужно детям. Федор как общественник стремился к более продуктивной деятельности. Я пришла к выводу, что все, что мы делаем, мало отразится на дальнейшей судьбе ребят. Как показывает практика, все проблемы начинаются именно после выпуска из детского дома. 

Мы с Федором стали анализировать мировой, российский опыт и познакомились с такой формой как наставничество. Во многом нам помогли статьи Александра Гезалова, специалиста в области социального сиротства. Так шаг за шагом оформился первый в Хабаровском крае проект умной помощи воспитанникам. При поддержке администрации нашего детского дома успешно запустили его. 


Суть проекта заключается в следующем: над одним ребенком старше десяти лет берет шефство один наставник. В исключительных случаях, когда дети – кровные родственники, допускается взять двух подростков. Взрослый, тесно общаясь с подопечным, становится ему старшим другом, способным вникнуть в проблемы, дать житейский совет, порадоваться успехам, чему-то научить, и в идеале – поддержать после выпуска из детдома. Так, одна из наставниц в трудную минуту стала опорой для бывшей воспитанницы. Девушка забеременела, а ни она, ни ее мужчина оказались не готовы к роли родителей. Решила избавиться от ребенка, но наставница убедила оставить. Перевезла к себе жить, прописала, чтобы та могла встать на учет в женскую консультацию, помогала после родов и таким образом спасла две жизни. 

О наставниках

К нам приходят те, кто в будущем предполагает стать приемным родителем. Они относятся к этой идее с осторожностью и пробуют свои силы, чтобы понять смогут ли пустить чужого ребенка в свою жизнь. Другая группа людей, преодолев стадию развлекательного волонтерства и осознав ее бессмысленность, хочет помогать эффективно. 


Наставником может стать любой человек старше двадцати пяти лет, живущий в Хабаровске, так как очень важна географическая близость. Кандидат предоставляет копию паспорта, справку от психиатра и о прохождении флюорографии, справку об отсутствии судимости. 

Ключевой момент для отбора наставника – обязательная поддержка семьи кандидата. Важно и то, чтобы он умел выйти из зоны личного комфорта. Наставнику сначала будет необходимо регулярно посещать занятия, а потом – хотя бы раз в неделю встречаться с подопечным, чтобы в результате выстроить долгосрочные отношения, которые и являются нашей целью. У нас есть немало примеров, когда наставничество продолжается с момента запуска проекта, то есть больше двух лет. Многие оформили в органах опеки гостевой режим, и наши подростки бывают в гостях у наставников, видят, как и чем живет семья, какие в ней отношения. В общем, все те жизненные моменты, которые в детском доме мы не можем показать. 


О школе 

Характер, личностные особенности, мотивы кандидата выясняем во время обучения в школе наставников. Смотрим на его стиль общения, как ведет себя в различных ситуациях, убеждаемся, что он сможет войти в нашу команду. 

На занятиях знакомим с особенностями детей из детских домов. Развеиваем мифы, которые отталкивают людей от наших воспитанников. Например, что плохие гены обязательно себя проявят, и этих детей не исправишь. Мы уверены, что по наследству передаются психические заболевания, темперамент, а все остальное – предрасположенность. Разовьется она или нет, зависит от того, в какие условия попал ребенок, кто был с ним рядом. Воспитание – немаловажный фактор формирования личности. Ведь проблемы возникают после детдома потому, что там воспитанник жил на всем готовом, и за порогом он ждет того же. К нему начинают предъявлять требования, а он просто не готов существовать в новом мире. 

После теории – практика, во время которой кандидаты и дети знакомятся, общаются. Очень часто в процессе они начинают сближаться, между ними возникает контакт. 

Только пройдя полный курс обучения в школе наставников, кандидат для себя проясняет: сможет ли он взять на себя ответственность. Бывали случаи, когда люди, отучившись, понимали, что они не готовы к наставничеству, и мы им предлагали остаться в качестве волонтеров, социальных партнеров. 

При формировании пары взрослый-подросток учитывается мнение обоих, взаимные симпатии, но последнее слово все же остается за специалистами, так как они знают потребности, особенности детей, они за месяц школы узнали потенциал будущего наставника. 

В дальнейшем работники детского дома помогают наставнику и подопечному выстраивать и поддерживать отношения. У них есть куратор, который подключается в случае возникновения проблем. При необходимости психолог проекта оказывает помощь.

 

О правилах общения 

Есть несколько обязательных для наставника правил. Нельзя, к примеру, дарить подопечному подарки, чтобы не формировать потребительское отношение к наставнику, который, превращаясь в «дойную корову», безвозвратно утратит интерес подростка. В обществе сложился ошибочный стереотип, что детдомовца нужно накормить, одеть, развлечь, но самом деле детские дома обеспечены всем необходимым. 

Важно, чтобы первые два месяца встречи проходили только в детском доме. Ребята весь мир, который за забором, воспринимают как враждебный, и им там неуютно находиться, поэтому, чтобы ребенок начал эмоционально раскрываться, доверять, общаться нужно на знакомой территории. 

Необходимо следить за своим поведением в соцсетях. Если размещает какую-либо вредную, порочащую информацию или фотографии, пропагандирующие, к примеру, пьянство или курение, то подопечный такой пост значимого для него взрослого может воспринять как руководство к действию. 

Нельзя подопечному прививать какие-либо политические или религиозные убеждения, так как по закону это разрешено только опекуну, которым является директор детского дома. 

Наставник, хоть становится ребенку близким человеком и частично берет на себя родительские функции, должен быть психологически готов «передать» подростка в приемную семью. Хотя истории, когда наставники становятся законными опекунами для подшефных, – не редкость. Совсем недавно наставница после года общения забрала своего подопечного в семью. Такому финалу мы очень рады, но все же подчеркиваем, что наставничество – это только эффективное волонтерство в детских домах. 


О результатах 

Недавно вернулись из Приморья, где дети отдыхали на море. Все время, что мы там находились, я слушала рассказы о наставниках. Один подросток каждые три часа брал телефон, чтобы позвонить старшему другу, другой – мастерил для своего поделки, третий применял на практике советы, полученные от наставника. Чувствовалось, что дети скучают, ждут встречи. 


Личное общение с взрослыми меняет у воспитанников отношение к жизни. У нас была ситуация, когда мальчишки ни в какую не хотели идти в приемную семью. Им нравилось жить в детском доме. Но после общения с наставниками, поняв, что они кому-то нужны и интересны, изменили мнение. В нашем детском доме наставничество стало абсолютной нормой, и следующий шаг – помощь нашим коллегам, у которых возникли трудности с привлечением наставников. В ближайшем будущем поедем с образовательными интенсивами в удаленные районы Хабаровского края. Также выпустим методическое пособие, где подробно опишем, как коллективу самостоятельно запустить наш проект.»

Комментарии
Comments system Cackle
Похожие истории
Спасение
Сергей Кратиров, охранник стадиона «Петровский» в Санкт-Петербурге, спас мальчика, провалившегося под лед
Спасение
Михаил Анфалов, студент техникума из Челябинска, спас школьницу от педофила
Спасение
Александр Попов, тракторист из Ростова-на-Дону, спас двух женщин и детей из горящего дома
Спасение
Юрий Фрислер, кладовщик на вокзале в Волгограде, во время теракта спас маленьких девочек