О секрете успеха
Чем мы покоряем зрителя? Во-первых, люди удивляются, что ребята с такими
диагнозами в команде со здоровыми могут играть на одной сцене. Во-вторых, играет
роль тематика, которую мы выбрали для репертуара. Даже в первом спектакле, где
мы попытались порассуждать на простые молодежные вопросы, она все равно
оказалась острой и щепетильной. А второй спектакль «Пустодушие» по рассказам
Андрея Платонова вообще состоит из трех разных серьезных тем. Это не значит, что
мы и дальше будем хмурь наводить на зрителей. Но мне кажется, мы хорошо
справляемся с такой тематикой, удается проживать ее на сцене. Ну и, в-третьих,
успех театра кроется в таланте актеров. Сейчас в нашем коллективе нет ни одного
случайного человека. У каждого есть свои интересные индивидуальности. У
профессионального артиста все по-другому, мы очень много пользуемся техникой,
школой, и это зачастую не вносит разнообразие в нашу профессию. А сейчас настало
такое время, когда зрителю хочется увидеть что-то естественное, нетронутое
мастерскими. В этом большой плюс «Театра равных».
О фестивальной жизни
2015 год был щедр к «Театру равных» на участие в фестивалях. Во-первых,
ребята показали себя на международном Платоновском фестивале, который проходил
летом в Воронеже. А затем мы отправились с «Пустодушием» на творческий фестиваль
«Rampenlichter» в Мюнхен. Приняли нас в Германии отлично, даже несмотря на то,
что в одном из рассказов, по которым был поставлен спектакль, шла речь о плохих
фашистах. Как только мы приехали в Мюнхен, нам предоставили отдельную площадку,
чтобы мы попробовали акустику, свет и звук. У нас стоял экран, на котором шли
титры на немецком. И когда мы начали репетировать, организаторы спросили:
«Почему у вас в подстрочнике на немецком языке написано враг, а в спектакле на
русском вы говорите фашисты. Чего вы стесняетесь? Не бойтесь говорить честно,
это нормально. Мы стесняемся, когда говорят немец плохой, это вроде как
национальная окраска, которая может обижать. А что касается нашей истории, мы
все прекрасно осознаем, что это было. От истории никуда не денешься.»
О выступлении в Мюнхене
Мюнхенские зрители очень внимательно смотрели спектакль. Русскоговорящая
публика даже плакала. Подходили к нам после спектакля, благодарили, говорили,
что очень соскучились по русскому театру. А наши кураторы сказали, что немцы
редко встают после спектакля и хлопают. Они скупы на эмоции. Хлопают только за
яркое шоу или если их что-то очень затронет за душу. И то, что они нам
аплодировали – это большое признание. В Мюнхене нам удалось посмотреть два
спектакля любительских театров таких же как наш. Впечатление не очень от
просмотров. Даже если они берут серьезные темы, например, отцов и детей,
наркоманию или становление личности, то методы исполнения у актеров
поверхностные. Понятно, что по актерской школе они не загоняются, не пытаются
что-то почитать, узнать. Мы в этом плане были в несколько раз сильнее их. Я
всегда верил, что русская театральная школа самая сильная в мире и еще раз в
этом убедился в Мюнхене.
О безбарьерной среде
На фестиваль в Мюнхен с нами ездил колясочник Костя Малахов. В Германии он
увидел настоящую безбарьерную среду на улицах города. Там везде есть пандусы.
Весь общественный транспорт оснащен специальными подъемниками. Но это еще ладно,
у нас тоже в городе где-то такие автобусы должны ездить. Удивило другое. В
Германии водитель автобуса, увидев, что на остановке находится
инвалид-колясочник, выходит, сам раскладывает пандус и помогает заехать внутрь
салона. Условия для колясочников в России и Европе, конечно, небо и земля. Наши
актеры с проблемами здоровья были самыми активными туристами в Мюнхене из
труппы. Даже в Альпы на экскурсию съездили.
О терапевтическом эффекте
Если подвести не творческие итоги нашего небольшого существования, то я
отчетливо вижу, что в театре работает терапевтический эффект. У актеров с
ограниченными физическими возможностями улучшается дикция, координация. Думал,
почему так происходит, и понял одну вещь. Медик с инвалидом может работать
годами. У него нет временной планки, что 27 марта 2015 года его пациент должен
сказать набор фраз. У нас есть. Возьмем Женю Винокурова, у него ДЦП. Он до
спектакля «Пустодушие» вообще очень плохо говорил, он был мало кому понятен. В
нашем первом спектакле «Кот на крыше» у Жени было четверостишие, но там мы его
речевые дефекты режиссерски закрыли – его строчки актеры повторяют эхом, как бы
подстраховывая. В «Пустодушии» у него полноценная роль. Он играет отца героини
Фро. Он играл эту роль на Платоновском фестивале. Женя стал понятен зрителю. Мы
много с ним работали на репетициях, я много нагружал его. Я ему сказал, что за
неделю до премьеры я должен тебя понимать. И он это сделал. Не знаю, какие
усилия он прилагал дома. Может, спал с текстом, может, все время зубрил, но на
площадке его можно смотреть.
О планах на будущее
Мне часто задают вопросы при личной встрече, всем ли мы можем помочь в
театре? Нет, не всем. Я это сразу говорю. Есть порог, который мы преступить не
сможем из-за определенных медицинских диагнозов. На сцене мы стараемся не делать
акценты на проблемах здоровья наших актеров. Важно не играть на диагнозах. Не
выпячивать их болезни на публику. Зачем, ведь у нас не цирк, не кунсткамера. У
нас театр! Новый спектакль у нас будет по сказкам Андерсена. Это очень детский,
волшебный автор. Это и подвигло меня остановиться на этом авторе. Сейчас я читаю
его сказки и думаю, что найду что-нибудь доброе и новогоднее. Также было и с
Платоновым. Я просто читал и выбирал подходящие нашему театру произведения. В
декабре наши актеры отправятся в Уфу на Всероссийский фестиваль интегрированных
театров. И это еще одна победа «Театра равных».»