Илья Чистяков, математик из Санкт-Петербурга, подготовил 29 победителей и призеров престижного международного математического конкурса Intel ISEF

28 декабря 2015

«В 5-м классе учительница впервые решила провести математический праздник. Наш класс готовился решать каверзные задачи. Их нужно было на скорость отвечать, подбегая к столу с заданием. Последним в эстафете как самого сильного ученика в классе, естественно, поставили меня. Наш класс отставал от параллельного. Они решали задачи чуть быстрее, мы отставали буквально на несколько секунд.

Я подбежал к столику жюри, а вслед за мной – ученики 5 «А» класса. Задыхаясь и в то же время готовясь решить самую сложную задачу, я взял карточку... На ней было написано: «Аккуратно подпишите свою тетрадь по математике»… Сложно передать мое разочарование в конкурсе. С тех пор я стал заниматься математикой самостоятельно, очень мало обращая внимания на школу и ее учителей. А в своем преподавании активно избегаю формальных приемов — применяю их только вынужденно.

О лекциях

Однажды я прогуливал лекцию академика Александра Даниловича Александрова, известного петербургского геометра. Место, где можно было хорошо посидеть и отдохнуть, – это, конечно, кофейный буфет.

Вместе с такими же прогульщиками мы ввалились туда и видим академика Александрова, пьющего кофе. Мы смело подошли к нему с вопросом: «Что же, Вы никогда не прогуливали лекции?». На это он ответил: «Прогуливал, но знал, что за этим следовало наказание». Когда таких студентов-прогульщиков накопилось достаточно много, в последний день перед сессией они помчались за Александровым с просьбой: «Примите у нас зачет!».

Студенты быстро семенили за ним, а он, вальяжно идя по коридору, повернулся, снисходительно посмотрел, отошел к дверям и сделал несколько шагов по отвесной стене. Он еще был и альпинистом. «Кто поставит отпечаток ботинка выше моего, тот незамедлительно получит зачет», – громко провозгласил он. Желающих не нашлось. Вот такие вещи более всего меня мотивировали к изучению математики. К науке меня больше всего привлекают личности, а не предмет и его изучение.

О науке

Концепция, объединяющая общее, дополнительное образование и науку, родилась у меня и моих коллег по Дворцу пионеров еще в 90-е годы. Тогда было много талантливых школьников, которым мало было учиться по школьной программе, им хотелось чего-то большего. Мы стали для математиков делать научные семинары и спецкурсы, выработав специальный подход к преподаванию, не позволяющий решать задачи, подчиняясь какому-либо известному алгоритму.

О системе

В нашей системе главное было — это теория, изучение сложных математических понятий, разбор сложных книг с объяснением перед заинтересованной аудиторией. Оказалось, что все это посильно и школьникам. И ребята стали создавать настоящие научные исследования. Затем это превратилось в целую систему, когда мы стали находить интересных преподавателей школьных дисциплин, рекомендовать их директору школы, в которой мы работали, дополнять образование ребят на специальных занятиях по математике, физике, программированию и предлагать ребятам сложные, но посильные темы для научных исследований.

О лаборатории

В 1992 году родилась Лаборатория непрерывного математического образования (ЛНМО) – это школа, работающая по принципу сетевого взаимодействия учреждений разных укладов с целью подготовки будущих ученых, математиков. Сначала я обучал по такой системе один класс за три года, с 2002 года мы стали делать набор ребят в 8-9 класс каждый год. И тогда же начались наши громкие победы. ЛНМО с 2002 года подготовила 29 победителей Всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений школьников Intel ISEF и более 50 финалистов. Этот конкурс еще называют «Малой Нобелевкой». Не знаю, есть ли еще школы, где выпускников около 400 человек, среди них до 20 учащихся ежегодно побеждали на научных соревнованиях, около 40 стали кандидатами наук, из некоторых классов половина выпускников поступила в аспирантуру.

Иначе говоря, благодаря оригинальной организационной модели обучения нам удалось воспитать целую плеяду молодых ученых-математиков. Поскольку они постоянно участвуют в наших проектах, руководят работами школьников, они редко уезжают из страны.

О трудностях

Еще лет восемь назад положение моих выпускников было очень тяжелым. Один из выпускников ЛНМО, готовя диссертацию и обучаясь в аспирантуре, читал лекции по функциональному анализу в одном из самых известных петербургских вузов, получая за половину ставки всего около 5 тысяч рублей. Болезни, разочарованность, необходимость помогать семье — все это очень угнетало. Уезжать он не хотел, но поступило выгодное приглашение в Швецию — и он, женившись, уехал туда работать на кафедру. Теперь большинство моих выпускников остается работать в Лаборатории имени П.Л.Чебышева, устраиваются в крупные НИИ (Крыловский институт, например), получают гранты. Они здесь действительно стали востребованы, имеют богатый круг научного общения. Обидно то, что поддержку ребята стали получать не так давно, однако приятно, что мы их не упустили и вовремя направили в науку.

О воспитании

Огорчает и то, что государство по-прежнему поддерживает именно вершину айсберга — сложившихся ученых, победителей всероссийских и международных олимпиад, талантливых студентов. Но ведь, чтобы они появлялись, нужно заниматься средним звеном, воспитывать будущих ученых со школьной скамьи. Получается, что вместо государства этим занимаемся мы, хотя правильнее было бы, чтобы государство вкладывалось в качественное образование, поднимало бы общий уровень образования, а частные структуры поддерживали бы самых ярких.

О проектах

Мы делаем в рамках нашей школы множество масштабных проектов — всероссийские стендовые соревнования «Балтийский научно-инженерный конкурс», международный Турнир юных математиков — командный математический бой по решению исследовательских задач, городская олимпиада по решению исследовательских задач «Математика НОН-СТОП», летняя математическая школа, биологический конкурс «Естественный отбор». На это уходят огромные ресурсы волонтеров при отсутствии поддержки со стороны государства. Все это реальные проекты, призванные не выявить талантливого ребенка, а именно развить его способности, привлечь к научному творчеству.

О фонде

Для таких мероприятий, конечно, нужен оператор и нужна помощь. Именно поэтому выпускники ЛНМО создали Фонд поддержки молодых ученых «Время науки», и начали работу по поиску средств для реализации сложных наукоемких проектов. Это фандрайзинговый фонд, поэтому мы рассчитываем, что его развитию будут помогать все, кто заинтересован в развитии нашей страны. Наш основной принцип работы: мы не ориентируемся на одаренность, а развиваем способности.

О конкурсе

«Балтийский научно-инженерный конкурс» — это главное мероприятие нового Фонда. В этом году мы привлекаем к работе на конкурсе не только 300 участников с научными проектами, но и зрителей — более 1000 петербургских школьников. Руководители компаний расскажут им о своих инновационных разработках, проведут игры, мастер-классы, предложат темы научных исследований школьников. Будет целое действо, которое позволит детям увидеть, что в них заинтересованы.

О лауреатах

По опыту могу сказать, что реальные научные достижения доступны как вундеркиндам, так и тем, кого хорошо учили. Я уверен, что Нобелевские лауреаты от нашей страны – это только дело времени. Мы делаем серьезные вложения в каждого ребенка и готовы работать не покладая рук, чтобы дать возможность каждому реализовать свой потенциал.»

Помочь Фонду поддержки молодых ученых «Время науки» - https://planeta.ru/campaigns/timeforscience