Евгений Зейналов

Герой дня!

Наука
Евгений Зейналов
Возраст: 30
Новосибирская область
18 июня / 2016

Евгений Зейналов из Новосибирска занимается пропагандой науки и научных достижений

«А вы «бывали» внутри фотоаппарата? А может быть, умеете замораживать свою тень или лежать на гвоздях? Нет? Тогда мы идем к вам! Все вышеперечисленное, наверное, звучит немного странно, но ничего необычного в этом нет. Посетив нашу выставку, вы убедитесь, что даже самым фантастическим явлениям есть свое объяснение. Когда-то это называлось волшебством, теперь это называется наукой.

Только за три дня работы нашу выставку посетили 2,5 тысячи человек. И снова победа была за нами! Это нас очень воодушевило! Мы были рады, что все наши труды, месяцы напряженной работы, бессонные ночи во время участия в школах и подготовки к «Интерре» не прошли зря. Наша работа действительно была важна для людей, которые нас посетили. И еще один очень важный момент, о котором нельзя не сказать – за это время мы стали профессионалами своего дела.

После полугодовой паузы (мы просто решили немного отдохнуть и восстановить силы) нас пригласили в Большой Новосибирский планетарий. Там наша выставка работала семь месяцев, а после меня пригласили создать проект Novosibirsk Discovery Center (Новосибирский центр открытий). Это самый масштабный проект в России, его площадь 4,5 тыс. кв. метров, он охватил 193 экспоната, два лабораторных класса, лекторий, зоны временных выставок и многое другое. Это был колоссальный опыт, ведь нам посчастливилось работать с крупнейшими в мире создателями научных музеев и изготовителями экспонатов из Голландии.

О науке в массы

Сейчас наша выставка действует на базе Большого Новосибирского планетария. В сентябре мы открываем новую экспозицию в Санкт-Петербурге, а дальше поедем по городам нашей страны. Мы планируем охватить и малые города с населением до 200 тысяч человек, чтобы дети из отдаленных сел могли приехать на выставку и все увидеть своими глазами. Мы хотим дать возможность прикоснуться детям к науке, именно «потрогать» ее, быть не сторонним наблюдателем, а стать участником. Основанная идея музея – через непосредственное участие заинтересоваться наукой и захотеть самому ставить опыты.

Посещение нашей выставки платное – мы ориентируемся на стоимость билета в кинотеатр. Однако у нас есть льготные категории граждан, для которых выставка работает совершенно бесплатно – это дети с инвалидностью и дети из детских домов.

Об экспонатах

У нас есть кровать… с гвоздями. Опыт выглядит так: сначала посетитель ложится на абсолютно ровную поверхность, ни о чем не подозревая, а потом мы дергаем рычаг и посетитель приподнимается на гвоздях! Но на деле это совершенно не больно, потому что в конструкции 2,6 тыс. гвоздей и вес человека распределяется равномерно. То есть если вы весите 80 кг, то на каждый гвоздь приходится всего по 80 гр. Именно поэтому боль не ощущается. Как видите, физический закон распределения давления в действии: чем больше площадь, на которую распределяется давление, тем меньшее давление приходится на каждый квадратный сантиметр. Именно поэтому мы катаемся на сноуборде или на лыжах, а не проваливаемся в снег. Ровно по этой же причине белые медведи ходят по снегу, а не проваливаются в него. Разгадка проста – у них огромные мохнатые лапы.

Еще один любопытный экспонат – колесо, подвешенное на проволоке. Оно просто висит горизонтально, относительно поверхности столешницы, но если поставить его вертикально и раскрутить, а потом отпустить, то оно будет стоять вертикально. По этой причине человек, катающийся на велосипеде, не падает с него. А все потому, что возникает ось вращения. Именно этот экспонат производит особенное впечатление на взрослых. Обычно взрослые, приходя в музей, отмахиваются: «Ой, ну чего я в этой жизни не видел! Чем вы нас тут собираетесь удивлять?». И вот когда задаешь вопрос: а почему вы при движении не падаете с велосипеда, посетители начинают строить версии и догадки. А когда мы показываем это колесо, то они испытывают буквально шок.

О реакции посетителей

Самое интересное в нашей работе – наблюдать за посетителями, особенно за взрослыми. Если дети открыты для новой информации, то взрослые, несколько иначе смотрят на привычные вещи, но как бы то ни было, в нашем музее они приобретают очень интересный опыт! Более того, они по-настоящему удивляются, радуются, когда их шаблонное восприятие рушится.

Представляете, приходит к нам взрослый человек: спокойный, сдержанный, лишний раз не улыбнется, такой «человек в футляре». И тут мы начинаем показывать ему наши экспонаты в действии. Что тут начинается! Они тают, внутренние барьеры рушатся, и взрослые люди начинают играть как дети! Некоторые бизнес-тренеры называют это – «тренировкой своего внутреннего ребенка». Перед нами стоит именно такая задача – выводить человека из его зоны комфорта и превращать его в ребенка.

А детям у нас особенно нравится, потому что для них разрешено совершенно все! Если в обычных музеях экспонаты трогать нельзя, то у нас все наоборот: трогать, пробовать, испытывать можно и даже нужно!

В нашей стране есть большая проблема – это некоторая озлобленность людей друг на друга и недоверие. Мы задумались: отчего это происходит? И пришли к выводу, что несчастливый злой взрослый человек – это несчастливый ребенок, который не смог реализовать свои таланты и способности. Наша идея как раз в том и заключается – позволить детям потрогать, увидеть, ощутить и, может быть, в будущем они выберут какую-то инженерную профессию, которая будет им по душе. То есть идея проста: сделать детей счастливыми, чтобы из них выросли счастливые взрослые.

О нелюбви к физике

Признаюсь честно – в школе у меня были плохие отметки по физике, потому что нельзя усвоить эту науку со страниц учебников. Да это просто невозможно! Здесь же я увидел, как на практике можно применить любой физический закон. Согласитесь, одно дело скучные формулы и совсем другое – эксперименты, доказывающие то или иное физическое явление. Это увеличивает ценность того, чему тебя пытаются научить.

Глобальная цель нашей работы – сделать новый образовательный формат. Дети не должны просто сидеть за партами и читать учебники. Детям необходимо познавать окружающий мир. Они должны задаваться вопросами и находить на них ответы в процессе эксперимента. Мы учим детей учиться.

В российских школах есть большая проблема с наличием материальной базы, которая бы позволяла показывать детям что-то на практике. К нам часто приводят ребятишек целыми классами и прямо в музее проводят уроки.»

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзене: https://zen.yandex.ru/id/5dbac8c735ca3100b13e4594.
Комментарии
Comments system Cackle
Узнавайте о новых героях, участвуйте в обсуждениях!
Похожие истории
Наука
Павел Курбацкий, 18-летний изобретатель гаджетов для слепых из Армавира, создал трость-поводырь с GPS модулем и интерактивные очки
Наука
Юрий Кубарев из Москвы изобрел магнитоплазмодинамический двигатель, с помощью которого можно полететь на Марс и защитить Землю от астероидной атаки
Наука
Владимир Городецкий, доктор медицинских наук, основал российскую реанимационную гематологию
Наука
Рамиль Рахматуллин, врач-исследователь из Оренбурга. Изобрел искусственную биокожу