Самвел Келешян

Герой дня!

МЧС
Самвел Келешян
Возраст: 49
Краснодарский край
27 августа / 2018

Командир авиационного звена МЧС из Сочи Самвел Келешян принимал участие в крупных поисково-спасательных операциях, в том числе международных, был награжден медалью «За отвагу на пожаре»

«Как я стал пилотом? В школе ходил в кружок юного летчика, летал на дельтаплане и решил поступить в летное училище. Окончил Уфимское высшее военное училище летчиков. Я в училище с нетерпением ждал второго курса – попробовать полетать, думал, если понравится, останусь, не понравится – уйду. Понравилось. Во время полета ты ощущаешь чувство свободы, все по-другому воспринимаешь. Когда в полете отрываешься от земли, летаешь – сразу все земное, всякие проблемы, все уходит.

Об МЧС 

В 91-м году я окончил училище, с февраля 1992 года работал в гражданской авиации, первый летный отряд аэропорта Сочи. В МЧС я с 2002 года. В этот год создавали авиационное звено МЧС в Сочи, мне предложили, и я согласился. До того, как МЧС появилось в Сочи, их работу выполняла гражданская авиакомпания. Производились спасработы, санрейсы, людей спасали с гор. И я этим тоже занимался, так что кардинально род деятельности у меня не поменялся. 



О работе 

Основная работа у нас проводится именно в Сочи. Мы занимаемся спасением людей, в основном в горах, иногда на море. Чаще всего попадают в беду туристы. Кто-то упал, ногу подвернул, что-то сломал. Бывает, что со скал падают, получают тяжелые черепно-мозговые травмы. Кто-то в пещерах проваливается. Мы доставляем спасателей на вертолетах к месту происшествия для оказания помощи. 



Сейчас я летаю на вертолетах МИ-8МТВ и Ка-32. Они разные совершенно. МИ-8МТВ – это классическая винтовая схема с основным винтом и с рулевым. К-32 – это другая схема, там два винта. Они совершенно по-разному себя ведут, пилотирование производится по-разному, по-другому реагируют на погоду, на ветер в частности. К-32 ветра не боится, ему все равно, откуда дует, а МИ-8 сложнее, надо пилотировать более аккуратно, плавнее. 



О Крымске 

Самый запоминающийся случай, где я больше всего людей спас, – это было наводнение в 2012 году, в Крымске. Я 17 человек вытащил. Прилетел первый на это наводнение. Летел я по-другому поводу, даже не знал, что там творится. И только когда прилетел, увидел. Это было раннее утро. Нас подняли по тревоге. Там выше Крымска, в станице Нижнебаканская, поднялась речка, и застрял автобус посреди потока. Надо было людей снять, они на крыше автобуса находились. Когда я долетел туда, автобус нашел, но людей там уже спасли: речка спала, их сняли строительной техникой. Когда я увидел разрушения вокруг, решил пройти ниже. И дошел до Крымска, там пик наводнения спал, но воды еще много было. 


У меня глаза разбежались, там везде люди кричали, со всех окон высовывались и размахивали руками. Я даже не знал, за кого взяться. Потом нашел объект, похожий на детский садик, со второго этажа из окна выглядывали дети. На лебедке опустил спасателей внутрь. Оттуда мы достали двоих детей. А потом полетели ниже Крымска, там, где вода все прибывала. В дачном поселке еще шел подъем воды. Там тоже женщин с детьми вытащили. Отвезли в лагерь для эвакуации. В очередной раз, когда пошли патрулировать, увидели плоскую шиферную крышу. При облете мне второй пилот говорит: «Там что-то происходит, не пойму». Оказывается, там под крышей сидели люди, и они, услышав звук вертолета, начали этот шифер ломать изнутри. И мы это увидели. Я смотрю – бац, две головы появились. Зашел прямо на эту крышу, начали оттуда доставать их. А их там семь человек сразу сидело! То есть они реально могли бы погибнуть под этой крышей. 



О лесных пожарах 

Нас задействуют и на тушении пожаров – техногенных, природных. Точечно и по линии огня обычно тушим. Лесные пожары тушить тяжело – здесь местность горная. Из-за ветра и сложного рельефа вертолетам не хватает мощности. Я в 2004 году работал в международной командировке в Греции по тушению лесных пожаров. Четыре месяца там провел. Там жарко было очень, в зоне пожаров высокая температура. В основном раскаленный воздух воздействует на технику, чем жарче, тем больше теряется мощность двигателя. То есть этот момент тоже надо учитывать – воды меньше брать, заправляться меньше. Ездил также работать в Черногорию и Сербию. 



О медали 


В прошлом году я принимал участие в тушении лесного пожара в Волгоградской области, в августе-сентябре было. Мы четыре населенных пункта отбили от огня. Там в основном степь, и был очень сильный ветер – пожар быстро распространялся. В прошлом году министр наградил меня медалью «За отвагу на пожаре». 



О качествах пилота

Чтобы быть пилотом, нужно любить летать. Обязательно иметь выдержку, хладнокровие. Потому что в экстремальных ситуациях ни в коем случае нельзя поддаваться панике, это сразу может погубить и тебя, и экипаж. Надо иметь всегда холодную голову, трезво оценивать ситуацию. Мы в основном со спасателями работаем. Мы их на лебедке спускаем, они готовят пострадавших, потом поднимаем их. Очень важно проводить совместные тренировки. 



О себе 

В свободное время я люблю ездить на природу, в горы с детьми люблю ходить. Если получается, езжу на рыбалку. У меня две дочки. Одна в медицинском учится, вторая – в архитектурном.» 

Другие истории о профессиональных спасателях читайте в нашей рубрике «МЧС»

Комментарии
Comments system Cackle
Похожие истории
МЧС
Московский пожарный Максим Алексеенко выжил после взрыва газа и вернулся на любимую работу
МЧС
Татьяна Баранова, сотрудница МЧС из Приангарья, справилась с тяжелой болезнью и помогает людям, терпящим бедствие на воде
МЧС
Спасатель из Саратова Константин Лукьянов спас толпу людей от неуправляемого КамАза
МЧС
Олег Максимов из Челябинской области вытащил человека из горящего автомобиля после аварии