О «лихих 90-х»
За время работы много было пожаров, самых разных. Раньше чаще выезжали, чем сейчас. В «лихие 90-е» было около семи выездов за дежурные сутки. Сейчас гораздо меньше. Горели гаражи, сараи, автомобили, частные дома, деревянные склады. Пока шел «передел» собственности, их активно поджигали. Приходилось спасать и выводить из зоны задымления по 8, а то и по 15 человек. Про пожары с человеческими жертвами я говорить не люблю. В любом случае, если мы приезжаем на пожар, а человек уже погиб, ты чувствуешь горечь и безысходность из-за того, что не успел спасти, хотя понимаешь, что от тебя это не зависело…
О «Генерале»
Однажды я посмотрел фильм «Последний поход генерала». Автор сценария и режиссер фильма – это шеф-редактор спец. проектов ГТРК «Магадан» Анастасия Якубек. Фильм получил Гран-при VII международного фестиваля телевизионных фильмов «Человек и море». Картина была посвящена громкой трагедии. 19 декабря 1947 произошел взрыв в бухте Нагаева парохода «Генерал Ватутин». Взрыв уничтожил два парохода («Генерал Ватутин» и «Выборг»), пришедших из порта Ванино с взрывоопасным грузом, и большую часть построек порта. Погибло 111 человек, был причинен многомиллионный ущерб. Оказалось, что в числе погибших и пострадавших были и пожарные. Меня заинтересовала эта информация, и я решил провести свое небольшое исследование.
Об исследовании
Я подключил коллег к этой кропотливой работе. Вместе мы уточнили информацию по личному составу пожарной части, выезжавшей на это происшествие, поработали в архивах, Галина Владимировна Кордак нашла в архиве личные карточки сотрудников пожарной охраны. И вот что мы выяснили. 26 бойцов пожарной охраны при ликвидации мощнейшего пожара, последовавшего после взрывов, получили серьезные ранения, были контужены. Пожарные Николай Иванов и Петр Коровин погибли на льду бухты. Павел Филимонов скончался на следующий день в больнице от травм, не совместимых с жизнью. Погибли от взрывов жена Татьяна и шестимесячный сын Леня пожарного Тимофея Тарапая (жилые постройки были в непосредственной близости от порта), он сам получил серьезные ранения. Кроме того, среди пострадавших был шофер Нагаевской пожарной команды Евгений Любомирский, которому из-за открытого перелома обеих голеней и обморожения IV степени ампутировали обе ноги. Нам удалось установить имена этих безымянных героев, и я решил, что нужно создать памятную стелу, чтобы увековечить подвиг пожарных Колымы, пожертвовавших собственной жизнью и здоровьем.
О стеле
Поисковик-водолаз Руслан Кауцман провел обследование останков судов и морского дна. Ему удалось найти предметы и артефакты, которые тоже стали частью экспозиции. Памятный знак мы сделали из покореженных обломков кораблей, найденных в районе Магаданского морского торгового порта. Сама идея и макет стелы принадлежат начальнику отдела информации, пропаганды и связи с общественностью Пожарно-спасательного центра Андрею Танину, «сварил» композицию спасатель поисково-спасательного отряда Роман Згонников. В прошлом году состоялось торжественное открытие стелы. Ведущий специалист Пожарно-спасательного центра Галина Кордак рассказала о происходивших ровно 67 лет тому назад событиях, прокомментировала подборку копий архивных документов. Мне было очень приятно, что нам удалось вернуть из небытия имена этих доблестных сотрудников пожарной охраны.
О семье
Супруга у меня проектировщик. Сыновья уже взрослые. Один закончил вуз и работает, второй поступил недавно. Познакомились мы с женой благодаря спорту и туризму. В свободное от работы время я люблю туристические походы. Во время службы в армии часто приходилось совершать восхождения в горы. Вот и осталось увлечение на всю жизнь. Планирую подняться на Эльбрус. В этом году на 9 мая я с другими энтузиастами совершил восхождение на гору Комендант – самую высокую точку в окрестностях Магадана. На вершину горы мы подняли копию Знамени Победы и ведомственный флаг МЧС в честь великого Дня Победы. Историю своей страны нужно помнить и чтить!»