О том, почему я
Одна из распространенных проблем детей с нарушениями слуха – окончания в словах. Дело в том, что обычный человек не следит за тем, как произносятся окончания, а они произносятся на выдохе и не всегда разборчиво. Я придумала, как решить эту проблему, не зная на тот момент о том, что все уже давно придумано до меня. Методика есть, но по каким-то причинам в России она не используется. Получилось, что я изобрела велосипед, сама того не зная. В силу того, что у нас нет даже самой простейшей социализации таких детей, то я каждой новой семье снова и снова объясняла эту методику, делилась своим опытом.
Еще сейчас очень много говорят об инклюзии. На словах все обстоит гораздо лучше, чем на деле. У нас просто нет доступных методик обучения таких детей. Эти дети, конечно, могут ходить в обычные школы, но они будут головной болью для педагогов, потому что, к примеру, они никогда не напишут хорошо самый обычный диктант, да и ряд других вещей им также будет не под силу. У них сформируется куча комплексов, с которыми они выйдут во взрослую жизнь.
Так вот, пройдя все эти ступени и поняв, что мне есть, что сказать другим, появилось понимание, что нужно объединить родителей детей и вообще людей с нарушениями слуха. Возможно, государство что-то возьмет на вооружение, и у нас появится хоть какая-то поддержка.
О проекте «Дети читают собакам»
У нас есть проект «Дети читают собакам», который направлен на развитие детей с нарушениями слуха. Вообще, канис-терапия существует в России порядка восьми лет, за этот период методика хорошо себя зарекомендовала и мы взяли ее на вооружение. Суть нашего проекта в том, что ребенок приходит к специально обученным собакам и читает им сказки. Поскольку собака не может поправить ребенка, она просто его слушает, а он тренируется читать вслух. Так дети учатся чувствовать себя увереннее, видя, что пусть даже собаке, но он интересен. Со временем уверенность крепнет, и потом дети переносят это ощущение на окружающих. У нас есть ребята, которые в самом начале проекта разговаривали шепотом, опасаясь насмешек сверстников, а сейчас они с удовольствием общаются с другими детьми.
О будущем, которого достоин каждый ребенок
У детей с нарушениями слуха есть проблемы с речью, это связано с тем, что ни один слуховой аппарат не дает 100% слышимости. Всегда нужно понимать, что есть протезы рук или ног, а есть протезы слуха. Вопрос в том, что от человека с протезом ноги никто не требует результативности, как от обычного человека, тогда почему от человека со слуховым аппаратом ожидают отличного слуха?
Необходимо учить и родителей относиться к своим детям определенным образом, и самих детей. Для этого мы привлекаем сторонних специалистов, которые проводят лекции. Например, лекция с аудиологом имела колоссальный успех. Это объяснимо, поскольку сопровождением таких детей и работой с родителями у нас никто не занимается. В мире практически повсеместно образ жизни людей с нарушениями слуха не отличается от образа жизни обычного человека. Эти люди находят применение своим талантам в самых разных областях, у нас же человек с нарушением слуха, нашедший себя, скорее исключение из правил.
Редко какая семья не испытывает затяжной стресс, узнав об отклонениях по слуху у своего ребенка. И если в Санкт-Петербурге и Москве есть, куда обратиться за помощью, то в других городах это действительно проблема. Самое главное – не падать духом и попытаться найти организацию, которая помогает таким детям.
К сожалению, на уровне государства в настоящее время поддержка минимальна. Мы очень надеемся, что нас услышат, ведь при грамотно подобранном слуховом аппарате и своевременной социализации, люди с отклонениями по слуху могут жить полноценной жизнью.
Об «Уроках доброты»
Если люди, которые передвигаются на колясках, заметны и окружающие могут понять, что им нужно чем-то помочь, то человек с нарушениями слуха незаметен обывателям. Жестовым языком, который является спасением для такой категории людей, владеют практически единицы. А зачастую люди просто не знают, как могут помочь слабослышащим. Специально для них у нас существует проект «Уроки доброты». Мы рассказываем людям, как себя нужно вести, какие простые правила соблюдать, чтобы облегчить общение с человеком с нарушениями слуха.
Со следующего года мы планируем запустить проект «Уроки жестового языка», который как раз направлен на помощь таким людям. У нас очень много желающих освоить жестовый язык хотя бы на самом простом уровне. Конечно, это вершина айсберга, проблем много и все они требуют решения, однако с каждым человеком, которому мы хоть немного помогли, у меня растет уверенность, что «Капли звуков» создана не зря.»