Лингвист из Калининграда Елена Кочева занимается социализацией детей и взрослых с нарушениями слуха

13 мая 2018

«Когда нашей дочери Наталье было пять лет, мы узнали что у ребенка проблемы со слухом, диагноз был неутешительным – тугоухость. Степень нарушения слуха не могли определить очень долго, потому что десять лет назад было мало специалистов, которые бы вплотную занимались этой проблемой. Однако нам повезло, дочь пошла учиться в обычную школу. 

Более серьезно проблема обрисовалась, когда по окончании девяти классов мы на семейном совете приняли решение, что дочь будет сдавать обычные экзамены, как ее одноклассники. Все специалисты в Калининграде желали нам успехов, но помочь нам никто не мог. То есть не было не то что единого алгоритма, но даже каких-либо рекомендаций по подготовке к экзаменам для ребенка с нарушением слуха. Дело в том, что Наташа могла бы сдавать упрощенные экзамены, но как мне стало известно, эти экзамены не котируются при поступлении в серьезные учебные заведения. Это своего рода формальность, чтобы ребенок закончил школу. 

При нашей поддержке у Наташи все получилось. Дочь, как и другие дети, сдала обычные экзамены, а сейчас она обучается в хорошем колледже. Еще год, и она будет поступать в университет на выбранную специальность, связанную с биологией. Но как живут другие семьи? Да и вообще, как среди нас живут люди с такой проблемой? Эти вопросы легли в основу моей дальнейшей работы. Так, в октябре прошлого года появилась организация «Капли звуков», на сегодня мы объединили порядка 35 семей. Люди делятся опытом, рассказывают о том, что у них получается, а что нет, поддерживают друг друга. 

О социализации детей с нарушениями слуха 

На примере своей дочери я поняла, что социализацией детей с нарушениями слуха никто не занимается. Если таким детям повезло с родителями, а они должны быть очень упертыми в желании помочь своему ребенку, то у них есть шанс закончить обычную среднеобразовательную школу и сдать экзамены. Если же родители не стали бороться за своего ребенка, то он, скорее всего, будет учиться в школе для слабослышащих, и выбор профессии для него в дальнейшем будет очень и очень ограничен. Иными словами, сдача упрощенного экзамена в школе перекрывает путь ребенка в десятый и одиннадцатый классы, и, тем самым, в высшие учебные заведения. 

Самое первое и важное, чем мы помогаем детям с нарушениями слуха – учить жить в содружестве с этой особенностью их организма. Для таких детей очень сложно не быть белой вороной. Если ребенок постоянно чувствует себя не таким, как все, то он начинает вести себя очень агрессивно, ему постоянно кажется, что окружающие настроены враждебно по отношению к нему. Когда дети привыкают, что окружающие не воспринимают их как белых ворон, то они открываются миру и с удовольствием контактируют. То есть проявляются те самые коммуникативные навыки, которые есть в каждом ребенке. 

О том, почему я 

Одна из распространенных проблем детей с нарушениями слуха – окончания в словах. Дело в том, что обычный человек не следит за тем, как произносятся окончания, а они произносятся на выдохе и не всегда разборчиво. Я придумала, как решить эту проблему, не зная на тот момент о том, что все уже давно придумано до меня. Методика есть, но по каким-то причинам в России она не используется. Получилось, что я изобрела велосипед, сама того не зная. В силу того, что у нас нет даже самой простейшей социализации таких детей, то я каждой новой семье снова и снова объясняла эту методику, делилась своим опытом. 

Еще сейчас очень много говорят об инклюзии. На словах все обстоит гораздо лучше, чем на деле. У нас просто нет доступных методик обучения таких детей. Эти дети, конечно, могут ходить в обычные школы, но они будут головной болью для педагогов, потому что, к примеру, они никогда не напишут хорошо самый обычный диктант, да и ряд других вещей им также будет не под силу. У них сформируется куча комплексов, с которыми они выйдут во взрослую жизнь. 

Так вот, пройдя все эти ступени и поняв, что мне есть, что сказать другим, появилось понимание, что нужно объединить родителей детей и вообще людей с нарушениями слуха. Возможно, государство что-то возьмет на вооружение, и у нас появится хоть какая-то поддержка. 

О проекте «Дети читают собакам» 

У нас есть проект «Дети читают собакам», который направлен на развитие детей с нарушениями слуха. Вообще, канис-терапия существует в России порядка восьми лет, за этот период методика хорошо себя зарекомендовала и мы взяли ее на вооружение. Суть нашего проекта в том, что ребенок приходит к специально обученным собакам и читает им сказки. Поскольку собака не может поправить ребенка, она просто его слушает, а он тренируется читать вслух. Так дети учатся чувствовать себя увереннее, видя, что пусть даже собаке, но он интересен. Со временем уверенность крепнет, и потом дети переносят это ощущение на окружающих. У нас есть ребята, которые в самом начале проекта разговаривали шепотом, опасаясь насмешек сверстников, а сейчас они с удовольствием общаются с другими детьми. 

О будущем, которого достоин каждый ребенок 

У детей с нарушениями слуха есть проблемы с речью, это связано с тем, что ни один слуховой аппарат не дает 100% слышимости. Всегда нужно понимать, что есть протезы рук или ног, а есть протезы слуха. Вопрос в том, что от человека с протезом ноги никто не требует результативности, как от обычного человека, тогда почему от человека со слуховым аппаратом ожидают отличного слуха?

Необходимо учить и родителей относиться к своим детям определенным образом, и самих детей. Для этого мы привлекаем сторонних специалистов, которые проводят лекции. Например, лекция с аудиологом имела колоссальный успех. Это объяснимо, поскольку сопровождением таких детей и работой с родителями у нас никто не занимается. В мире практически повсеместно образ жизни людей с нарушениями слуха не отличается от образа жизни обычного человека. Эти люди находят применение своим талантам в самых разных областях, у нас же человек с нарушением слуха, нашедший себя, скорее исключение из правил. 

Редко какая семья не испытывает затяжной стресс, узнав об отклонениях по слуху у своего ребенка. И если в Санкт-Петербурге и Москве есть, куда обратиться за помощью, то в других городах это действительно проблема. Самое главное – не падать духом и попытаться найти организацию, которая помогает таким детям. 

К сожалению, на уровне государства в настоящее время поддержка минимальна. Мы очень надеемся, что нас услышат, ведь при грамотно подобранном слуховом аппарате и своевременной социализации, люди с отклонениями по слуху могут жить полноценной жизнью. 

Об «Уроках доброты» 

Если люди, которые передвигаются на колясках, заметны и окружающие могут понять, что им нужно чем-то помочь, то человек с нарушениями слуха незаметен обывателям. Жестовым языком, который является спасением для такой категории людей, владеют практически единицы. А зачастую люди просто не знают, как могут помочь слабослышащим. Специально для них у нас существует проект «Уроки доброты». Мы рассказываем людям, как себя нужно вести, какие простые правила соблюдать, чтобы облегчить общение с человеком с нарушениями слуха. 

Со следующего года мы планируем запустить проект «Уроки жестового языка», который как раз направлен на помощь таким людям. У нас очень много желающих освоить жестовый язык хотя бы на самом простом уровне. Конечно, это вершина айсберга, проблем много и все они требуют решения, однако с каждым человеком, которому мы хоть немного помогли, у меня растет уверенность, что «Капли звуков» создана не зря.»