Ирина Ванюкова

Герой дня!

Хорошее дело
Ирина Ванюкова
Хабаровский край
22 марта / 2018

Педагог из Хабаровска Ирина Ванюкова, потеряв зрение, организовала компьютерные курсы и радиопрограмму для незрячих

Я потеряла зрение в 1999 году. У меня наследственное заболевание глаз, я в точности повторила судьбу своей мамы. Она была учителем, потом ослепла. И у меня подобное случилось. Несколько лет я почти не выходила из дома, домохозяйничала, но потом переборола свой страх и одна по сугробам с тростью поехала по делам в другой конец города. Потом была самостоятельная поездка в другой город, как мне это удалось тогда, сама удивляюсь до сих пор. А в 2008 году я обучилась компьютерной грамоте и решила учить работе на компьютере других незрячих.

«Я потеряла зрение в 1999 году. У меня наследственное заболевание глаз, я в точности повторила судьбу своей мамы. Она была учителем, потом ослепла. И у меня подобное случилось. Несколько лет я почти не выходила из дома, домохозяйничала, но потом переборола свой страх и одна по сугробам с тростью поехала по делам в другой конец города. Потом была самостоятельная поездка в другой город, как мне это удалось тогда, сама удивляюсь до сих пор. А в 2008 году я обучилась компьютерной грамоте и решила учить работе на компьютере других незрячих. 

О компьютерных курсах для незрячих 

Весной 2008 года я зашла в краевую научную библиотеку, хотела поучиться там на интернет-курсах для незрячих. Пришлось ждать своей очереди. Ожидала в компьютерном классе, где рядом со мной сидел незрячий человек, который пришел познакомиться с основами компьютерной грамоты. Чтобы не сидеть без дела, я начала его обучать, так как компьютерную азбуку как незрячая я к тому времени уже освоила и учить я тоже умела, ведь до потери зрения я преподавала математику в средней школе. Когда я закончила свои дела и собралась уходить, ко мне подошла девушка, работница этой библиотеки, и предложила поучить компьютерной грамоте на этих самых курсах еще несколько человек. Так все и началось. Я стала обучать своих знакомых, а также знакомых моих знакомых работе на компьютере. 

О сообществе незрячих 

Немного позже мне пришла в голову мысль создать клуб незрячих компьютерщиков. Обзвонила народ. Идея моя понравилась, и мы при краевой научной библиотеке создали клуб «Спектр». Название клуба было не случайным, так как кроме компьютера у клуба были еще и другие интересы. У нас получилась хорошая компания незрячих компьютерщиков, среди которых были и те, которых учила я, и те, которые осваивали компьютер самостоятельно. В конце того же 2008 года краевая научная библиотека написала письмо в один московский институт и меня пригласили на преподавательские курсы, где я и получила документ, разрешающий мне официально обучать незрячих работе в программах экранного доступа. Позже Хабаровская региональная организация Всероссийского общества слепых выиграла три гранта, благодаря которым я с обучающими курсами посетила различные города нашего края. В 2011 году – город Николаевск-на-Амуре и Вяземский, в 2013 году – Советскую Гавань, в 2015 году – Амурск. 

О минусах группового обучения 

Параллельно с поездками по краю я обучала людей и в Хабаровске при специализированной библиотеке для слепых. Обучала как индивидуально, так и группами. Но, если быть откровенной, групповые занятия я считаю мало эффективными. Во-первых, потому, что самые первые занятия посвящены изучению клавиатуры, а это 104 клавиши, которые надо изучить за пять занятий так, чтобы каждый палец не только знал свое место, но и мог относительно быстро нажать любую предназначенную именно для этого пальца клавишу. На первых занятиях часто приходится буквально руками показывать эти клавиши. А как уделить всем ученикам много времени одновременно? Во-вторых, зачастую в группу входят люди разного возраста и восприимчивости к обучению, и общение с ними тоже требует индивидуального подхода. 

Все люди на курсах разного возраста с разными судьбами. Были у меня ученики, которые перенесли операцию по удалению опухоли головного мозга, были те, что потеряли зрение после травмы черепа, да и просто те, кому далеко «за». Одному моему ученику в январе этого года исполнилось 80, другому 80 лет будет в следующем году. Есть в группах и молодые, у которых кроме отсутствия зрения нет других серьезных проблем со здоровьем. Ну и как можно таких людей обучать в одной группе? Индивидуальный подход во время групповых занятий невозможен, и чаще всего из пяти-шести человек, занимающихся в группе, в дальнейшем продолжают заниматься компьютером всего один или два человека. При индивидуальных же занятиях обычно все стараются приобрести компьютер и закрепить полученные навыки, и многие продолжают обучение самостоятельно. 

О конкурсе незрячих компьютерщиков 

Могу даже похвалиться. Я придумала, организовала и провела 6 конкурсов для незрячих компьютерщиков. Три конкурса были очными и столько же заочными. В очных конкурсах участвовали жители не только Хабаровска, но и Комсомольск-на-Амуре, Биробиджана, Вяземского и Советской Гавани. В заочных конкурсах приняли участие жители Хабаровского края, были участники из Челябинска, Саранска и даже из Турции. На первых конкурсах народ соревновался в умение пользоваться текстовым редактором, электронной почтой и месенджером. 

Задания следующих конкурсов усложнялись, добавлялись задания по умению отыскать нужную информацию в интернете. Кроме того, конкурсы стали уже командными. Народ за два-три месяца с помощью интернета объединялся в команды, более опытные пользователи помогали менее опытным освоиться в тех программах, знания которых предстояло продемонстрировать на конкурсе. Это все не только познакомило людей, но и сдружило. Незрячие стали не только общаться с помощью Skype, но и ездить друг к другу в гости. 

О признании 

Основная часть незрячих, которые хотели научиться работать на компьютере, освоили это дело лучше многих зрячих и поэтому далее им соревноваться в работе простейших программ было уже не интересно, пришлось придумывать что-нибудь новенькое. Заданием последних двух конкурсов было создание аудиоспектакля с использованием синтезаторов голоса. В последнем конкурсе задание усложнилось тем, что к синтезаторам нужно было добавить еще и живой голос самого создателя проекта. На мой взгляд, народ потрудился очень неплохо. Разработка по организации этих конкурсов заняла второе место на конкурсе, который проводил центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата». Считаю это высокой оценкой нашего труда. 

О значимости 

Кардинально жизнь людей, которых я обучала работе на ПК, не изменилась. По крайней мере никому из них не удалось устроиться на работу. Хотя, честно сказать, никто особенно и не старался. Не знаю, как в стране в целом, а у нас в Хабаровском крае и зрячим найти работу непросто. Но качество жизни людей после того, как они научились работать на компьютере, изменилось в лучшую сторону. Одна моя ученица из поселка Чнырых Николаевского-на-Амуре района сказала мне: «Ирина Владимировна, вы открыли мне мир». Эта молодая женщина почти 15 лет после окончания школы для слепых сидела в четырех стенах. Она мне однажды пожаловалась, жители поселка подсмеивались над ней, считая ее дурочкой и из-за этого она замкнулась в собственной семье. 

О радиопрограмме 

У многих зрячих на подсознании почему-то есть понятие, что инвалиды – не совсем умные люди. Так получается потому, что большинство здоровых людей не знакомы с инвалидами. Инвалиды в обществе в силу разных причин отделены от обычных людей. Именно это и толкнуло меня на создание радиопередач цикла «Будем жить». Свои передачи я адресую здоровым людям, чтобы те получше узнали, как живут инвалиды, увидели в них не только категорию «маломобильных» граждан, но и обычных людей, которые, несмотря на свои проблемы, многое могут и многое делают. Своими передачами я хотела научить здоровых людей относиться к инвалидам не с жалостью, а с уважением. 

С возрастом я стала верить в судьбу. Наверное, я должна была сделать эти передачи, поэтому на радио я попала без особых препятствий. Позвонила одной своей давней знакомой – радиоведущей Янине Кузиной, чтобы узнать, что и как, а она просто предложила мне подойти в Дом радио со своими первыми героями. Мы уже выпустили 18 передач о незрячих, в которых принимали участие 12 человек, которых я обучала компьютеру. Передачу мы создаем вместе с Яниной Кузиной, которая работает на радио более 40 лет. Я приглашаю героев, веду с ними беседу, Янина Аркадьевна занимается технической стороной: убирает из записи передачи все оговорки и лишние шумы. 

О самостоятельности вне дома 

Вот из дома самостоятельно выйти я рискнула только через два года после потери зрения, произошло это «на нервной почве». Надоело просить и ждать, когда у кого-нибудь из домашних найдется время сходить с тобой по каким-то делам. Рассердилась на весь свет сразу, схватила трость и пошла. Честно говоря, сегодня я очень даже удивлена, как все же я дошла до места назначения. Дело было зимой, снегу было много, да и саму дорогу к конечному месту моего путешествия я толком не знала. Зашла совсем на другую улицу и дворами все же каким-то образом вышла к нужному мне зданию. Наверняка, мне в этом моем рискованном путешествие помогал кто-то свыше. А после съездила на реабилитацию в Бийск и тогда уже стала ходить смелее. 

О самостоятельных путешествиях по России 

По России путешествовать я не боюсь. Первое свое путешествие без зрения я проделала еще в 2005 году, когда ехала на реабилитацию в Бийск. Четверо суток до Новосибирска я добиралась поездом. В Новосибирске нужно было сделать пересадку на поезд до Бийска. О сопровождение инвалидов я тогда не знала. Но не зря говорят, что новичкам везет. К вагону подошел парнишка, который хотел подкалымить. Он за умеренную плату предложил донести мою сумку, ну а я уже взяла его под руку, и он проводил меня до гостиницы. Позже я самолетом одна добиралась из Хабаровска до санатория в Пятигорске. По идее, со мной должен был лететь сопровождающий, с которым меня познакомили за неделю до вылета. Но этот сопровождающий бросил меня еще в Хабаровске, так что я прилетела в Минеральные Воды совершенно одна. Но опять мне повезло. Подошел таксист, который не только довез меня до самого санатория, но и проводил до регистратуры. 

Сейчас путешествовать по России – одно удовольствие. К инвалидам относятся с большим вниманием и заботой. Что касается родных, то они относятся к моим путешествиям спокойно. Начала я путешествовать, когда мои дочери были еще подростками, и сомневаться в правильности выбранного мною решения им и в голову не приходило. Ну так со временем и повелось. Буквально через неделю мы с одним моим знакомым собираемся в поездку во Вьетнам. Оба – незрячие. Если этот вояж нам удастся, то в будущем году планируем еще посетить Индию. Жаль, что в этой первой нашей поездке не будет с нами человека, который заснял бы со стороны наше путешествие. Мог бы, наверное, получиться неплохой познавательный фильм. 

О семье 

У меня две взрослые дочери и два внука. С мужем развелась. Сейчас живу с мамой, ей 88 лет. Она тоже бывший педагог и тоже слепая. У нас одно и то же заболевание – пигментная дегенерация сетчатки. В свое время мы с ней наступили на одни и те же грабли. Сначала после неудачной операции осталась без зрения она, через 20 лет точно так же, после неудачной операции потеряла зрение я. Как я смогла быстро адаптироваться с домашними делами? Все просто. Я убеждена, что люди, потерявшие зрение и не имеющие других проблем со здоровьем, могут делать по дому почти все. Было бы желание. Плакать и жалеть себя особого времени не было. Дети утром уходили на учебу, муж – на работу, а завтрак есть завтрак, его никто не отменял. Надо было просто встать пораньше и приготовить, чтобы семья ушла из дома неголодная. Обед – тоже по расписанию, ну, и ужин. 

О помощи незрячим 

Обычные люди, прохожие, соседи чаще всего помогают незрячим правильно. Я имею в виду, например, помочь обойти лужу или по-соседски зайти заполнить или прочесть какие-нибудь документы. А вот что касается чиновников, то здесь чиновничьему идиотизму нет предела. Я бы многое отдала за то, чтобы узнать фамилию и встретиться с тем чиновником, который подписал документ, обязывающий по всей России крепить на автобусы и маршрутки брайлевские таблички с номерами маршрутов, а на фасадах учреждения – брайлевские таблички с названием этих учреждений. Попробовал бы тот умник, кто придумал эту глупость, поискать эти самые таблички с завязанными глазами, ощупывая грязные бока всех подходящих к остановке автобусов, желательно еще, чтобы морозец в это время был или дождик. По большому счету такие таблички нужны только внутри тех учреждений, где учатся или работают незрячие люди. Во всех других присутственных местах, как, например, в поликлиниках или театрах, незрячему человеку гораздо проще спросить, чем руками осматривать каждую дверь в поисках двери с нужной табличкой. И это не единственный ляп, на который тратятся казенные деньги. 

О планах на будущее 

Сейчас пробую договориться с соответствующими инстанциями, чтобы нам разрешили в День города, который празднуется у нас в Хабаровске в последнее воскресенье мая, провести на набережной концерт незрячих вокалистов. В нашем клубе много талантливых исполнителей. Хочу, чтобы этот концерт прошел именно на набережной, чтобы как можно больше горожан познакомились с незрячими людьми и увидели в них не просто инвалидов, которых нужно пожалеть, а талантливых самодостаточных людей, которые достойны уважения. А последним номером этого концерта прозвучит стихотворение одной из героинь моей передачи Насти Лобановой. Там есть замечательные, проникновенные строчки, которые полностью отражают мысли всех незрячих. «Нас не нужно беречь и не надо бояться. И, пожалуйста, только не нужно жалеть. И компании нашей не стоит стесняться. Постарайтесь на нас как на равных смотреть».

Комментарии
Comments system Cackle
Похожие истории
Хорошее дело
Евгений Голубев, ученый и краевед из Бурятии, стал отцом в 80 лет
Хорошее дело
Артем Белозеров, юрист из Омска, переквалифицировался в маршрутчики и организовал бесплатный проезд пассажиров
Хорошее дело
Михаил Малахов совершил уникальный автономный поход к Северному полюсу
Хорошее дело
Лариса Романова 18 лет ухаживает за мужем, получившим тяжелейшие травмы после покушения в Чечне