Мария Карманова

Герой дня!

Хорошее дело
Мария Карманова
Возраст: 34
Новосибирская область
30 ноября / 2018

Доктор физико-математических наук из Новосибирска Мария Карманова восстанавливает списанный самолет "Ту-104" и планирует устроить там музей для всех желающих

Я начала интересоваться самолетами, когда с 2004 года начала часто летать в командировки. А в 2009 году узнала из Интернета и от знакомых о том, что в Бердске есть списанный самолет Ту-104, в который можно зайти внутрь. Мне, конечно, захотелось приехать посмотреть его, тем более, что Ту-104 - это знаковый самолет для нашей авиации. В нашей стране он был первым пассажирским реактивным лайнером, в свое время символизирующим прогресс науки и техники. У него – своя яркая история и с победами, и с трагедиями, ведь в начале эксплуатации Ту-104 реактивная эра в пассажирском транспорте только начиналась, и ошибок было иногда невозможно избежать. Стоит отметить, что в течение некоторого периода во второй половине 50-х он был единственным пассажирским реактивным самолетом в мире. К сожалению, мне не довелось на нем полетать, ведь официально последний полет Ту-104 был еще в 1986 году, когда такой самолет перегоняли в Ульяновск, где он стал частью экспозиции Музея Гражданской Авиации. Итак, я поехала в Бердск.

О складе 

Когда я зашла внутрь этого исторического самолета, то сначала была в хорошем смысле слова потрясена, ведь я в первый раз в жизни оказалась в кабине самолета, тем более, такого легендарного. Это новое знакомство принесло много радости. Но бросилось в глаза и то, что, к сожалению, и кабина, и салон были в довольно плачевном состоянии. Салон самолета использовался как склад. В кабине тоже был то ли склад, то ли свалка. Лежала куча хлама на полу: макулатура, старая одежда, что-то похожее на катушки от пленки, а приборные доски были в большей части разграблены. К счастью, внутри сохранилось и кое-что из родного оборудования, хоть и немного. Мне разрешили посидеть на месте командира и на месте штурмана и сфотографироваться. В общем, позитив от встречи "перевесил", и я захотела восстановить самолет, так как он заслуживал гораздо лучшего состояния, чем то, в котором он находился. В ту же поездку я приняла это решение и взялась за дело. 


О восстановлении 

Я начала договариваться с руководством Аэроклуба, где он находился, чтобы мне разрешили его восстанавливать. Первой реакцией на это предложение было удивление, меня начали расспрашивать, зачем мне это нужно. Хотя на первых порах и было недоверие, этот вопрос удалось решить. 

Сначала процесс восстановления шел медленно, потому что эта тема для меня была совсем новая. К счастью, нашлись люди, кто сразу пошел мне навстречу: в самом начале инструктор из аэроклуба подсказал, что надо найти пенсионера летчика и у него узнать про документацию по самолету. Для восстановления самолета знание его документации крайне важно, так как с ее помощью можно понять, что уже имеется, а что еще предстоит найти. 

Мне очень повезло, я нашла бывшего пилота Ту-104, который, в свою очередь, поделился со мной контактами бортмеханика. Они существенно помогли мне с необходимой литературой: у меня оказались сканы руководства по летной эксплуатации и описания спецоборудования самолета, в частности, приборного оборудования. Конечно, из-за модернизации части оборудования, расхождения в структурах приборных панелей в книгах и в самолете были. Здесь-то и пригодились мои «научные» навыки анализа имеющихся данных и построения правильных выводов из них: по некоторым вопросам об отсутствующем оборудовании ответы пришлось искать самостоятельно, тем не менее, и с этой задачей справиться удалось. 


О приборах 

Потихоньку я начала восстанавливать кабину самолета. Постепенно образовался коллектив единомышленников. Мы стараемся раздобыть оборудование, которое было в самолете в начале эксплуатации, так как именно тогда самолет был ярким, прогрессивным, а не устаревшим, как обычно случается с течением времени. 

В основном, все необходимое мы ищем в интернете, на специализированных сайтах и на разных сайтах типа "Авито" или eBay. Однажды я искала радиостанции РСИУ-3М, которые устанавливались на Ту-104 в 50-е гг. В России я их не нашла. Но зато нужные два полных комплекта нашлись в Польше, и я купила их там. Договорилась с продавцом, он мне все отправил. Я волновалась, чтобы ничего не разбилось, когда будет идти: ведь каждый комплект – это около 30 кг оборудования, часть из которого довольно хрупкая. Тем не менее, ничего не разбилось, да и дошло все довольно быстро. Конечно, это порадовало! 


О кабине 

Сейчас кабина у нас восстановлена примерно на 90 %. При восстановлении были учтены некоторые особенности, которые на современных самолетах не встретишь: например, в первые годы эксплуатации на Ту-104 показания основного и резервного авиагоризонтов частично различались (а если совсем точно, то были противоположны). Об этом даже отдельно отмечено в РЛЭ. Конечно, сейчас так не делают, это же не безопасно. Но тогда, по-видимому, других вариантов резервного авиагоризонта с широкой шкалой просто не было… 

Со временем мы планируем все поставленное оборудование "оживить". Так же гораздо интереснее! Одно дело, зайти в музей и просто посмотреть на сохранившееся, но неработающее оборудование. А совсем другое – включить что-то, посмотреть живьем, как оно работает. Поэтому на ближайшее время у нас цель – сделать музей, в котором все работает. Кстати, и сейчас уже кое-что можно посмотреть: работают часы, термометр, при отклонении штурвала отклоняются элероны. А выставив на высотомерах нулевую высоту, можно посмотреть давление. 


О посетителях 

В основном о нашем самолете узнают через знакомых, через Интернет или во время посещения Аэроклуба, когда там проводятся полеты и/или прыжки с парашютом. Кто-то просто приходил в гости, а кто-то пришел и остался помогать. Сложно переоценить помощь авиатехника из Аэроклуба Владимира Алексеевича Чеботникова: он починил много приборов, помогал ставить тяжелое оборудование и буквально по кусочкам собрал разбитый плафон из пассажирского салона. Еще в 2010 году он увидел, что я регулярно прихожу, работаю и предложил свою помощь. Сейчас он уже на пенсии, но мы к нему обращаемся по разным сложным вопросам, и он всегда с удовольствием помогает. Этой осенью пришли несколько ребят с ЮПШ – Юношеской планерной школы, и помогали чистить краску в салоне. Но, конечно, больше всего им понравилось в кабине. Они даже стали видеоролики для себя снимать. Потом видела, что многие из них поставили себе на аватарки снимки с самолетом или в кабине. Еще как-то ребята пришли и сказали: «О, прям как в космическом корабле!» 


О планах 

Мы сейчас занимаемся не только кабиной, но и салоном. В салоне у нас есть десять кресел, причем с этого самолета, а также два кресла с 50-х годов. Всем посетителям нравится в них сидеть, они очень комфортные! И после реставрации выглядят уютно. Часто наш коллектив расспрашивают и про восстановление, и про историю самолета, в частности, как он в Аэроклубе появился. Это, кстати, – отдельная интересная история: в 1978 г. наш Ту-104 совершил посадку на грунтовую полосу аэродрома «Бердск-Центральный», что нетипично, для самолетов такого класса. Почти три года назад удалось найти кинопленку с записью этой посадки. После долгих поисков сначала пленки, потом – способов ее восстановления и оцифровки, кадры посадки стали доступны всем, ролик выложен в Интернете. Я считаю, что сохранение самолета Ту-104 – это сохранение истории авиации, дань уважения людям, которые его разрабатывали, создавали, летали на нем, занимались техническим обслуживанием. Как я уже говорила, нам всем хочется показать, что самолет был ярким, поэтому важно, чтобы все было живое, работающее. Думаю, что это вызовет интерес к истории авиации нашей страны. 


О себе 

Я по специальности математик. На начало работ, в 2009 году, была кандидатом, а сейчас я уже доктор физико-математических наук. Моя область исследований – это математический анализ. Мне сейчас 34 года. Научной работой начала заниматься с 2003 года, тогда же получила первые результаты. Кандидатскую диссертацию я защитила сразу после окончания Новосибирского государственного университета, в аспирантуре была всего полтора месяца. Докторскую диссертацию защитила в 2014 году, в 30 лет. Я работаю в Новосибирском Академгородке ведущим научным сотрудником в Институте Математики им. С. Л. Соболева СО РАН.

Комментарии
Comments system Cackle
Похожие истории
Хорошее дело
Евгений Голубев, ученый и краевед из Бурятии, стал отцом в 80 лет
Хорошее дело
Артем Белозеров, юрист из Омска, переквалифицировался в маршрутчики и организовал бесплатный проезд пассажиров
Хорошее дело
Михаил Малахов совершил уникальный автономный поход к Северному полюсу
Хорошее дело
Лариса Романова 18 лет ухаживает за мужем, получившим тяжелейшие травмы после покушения в Чечне