Александр Беликов

Герой дня!

Хорошее дело
Александр Беликов
Возраст: 57
Камчатский край
15 сентября / 2018

Александр Беликов из Елизова Камчатского края создал единственную в России поисково-техническую секцию для детей

«Техникой и всем, что с ней связано, увлекался с детства. В школьные годы ходил в кружок картинга на станцию юных техников. Потом была армия, а после ребята уговорили организовать такую секцию у них в профессиональном училище. Мне тогда было чуть больше двадцати, энергии – через край, вот и взялся с энтузиазмом. Пришлось создавать все с нуля: заливали полы в подвале, который отдали под секцию, проводили свет, белили-красили. Все делали сами. Так тридцать семь лет назад со спортивно-технического клуба «Атом» и началась моя педагогическая карьера.

О создании 

Параллельно работал в управлении механизации, на автокране. Строил в камчатских городах дома, школы, детские сады, но началась Перестройка, за ней начала разваливаться страна, и вначале девяностых все строительство свернули. 

В то время обстановка на Камчатке, как, впрочем, и по все стране, была серьезная: зарплату не платили по полгода, расцветала преступность, наркомания, алкоголизм, из дома было страшно выйти. У большинства была одна мысль: найти работу, чтобы обеспечить семью. О молодежи, о работе с ней почти и не думали. Подростки просто болтались на улицах. И хорошо, что нашлись люди, которые поняли, что нужно вытаскивать из этого болота детей. Совет народных депутатов Елизовского района принял решение создать Центр патриотического воспитания учащейся молодежи «Россия». Мне предложили стать его директором. 

Снова все пришлось начинать с самого начала. Не было ничего, даже крыши над головой. Мне выдали печать, семь трудовых книжек и книгу приказов. С этого и начали подниматься. Из клубов в состав центра сразу вошли мой «Атом», спортивный «Ратибор» из ДК в Термальном и парашютный, существовавший на базе призывного участка, с ним, к слову, потом пришлось расстаться, так как не смогли оплачивать вертолеты. Зато присоединились другие секции, до этого момента работавшие в районе. Открыли в Сосновке спортивный клуб «Святогор», в Пограничном – «Титан», в Коряках – «Юный гвардеец». 

О центре 

В подростковом центре, который сейчас называется «Патриот», – более десятка клубов, секций, объединений. В них занимаются более пятисот детей из Елизова и близлежащих сел. 

Создавать досуговые точки в селах необходимо, потому что если в городе ребята еще могут выбирать, чем заняться в свободное время, то в маленьких населенных пунктах особого разнообразия нет. Поэтому постоянно расширяем сеть клубов по месту жительства. Да, там отсутствует подходящая инфраструктура, но вполне можно использовать готовые площадки школ. Так, мы открыли секции робототехники и трехмерного моделирования. 

В нашем центре нет вокального, художественного, танцевального направления, зато активно развиваем техническое творчество и спорт. В техническом клубе «Атом» и спортивно-техническом клубе «Автокросс» подростки конструируют гоночные автомобили, а потом на них выступают. Уже 11 лет два раза в год мы проводим автомотошоу «Большие гонки», в котором участвуют гонщики со всего края, и наши воспитанники показывают достойные результаты. Дальше мотокросс будем только развивать: уже закупили мини-багги для ребятишек от 8 до 12 лет. 

За 27 лет спортивные секции во взрослую жизнь выпустили тысячи ребят. Дети занимаются бодибилдингом, игровыми видами спорта, пауэрлифтингом, карате-до, общей физической подготовкой. Многие получают спортивные разряды. У нас даже есть свой чемпион Европы по пауэрлифтингу. 

Но мы не ставим цели делать из всех чемпионов и мастеров спорта. К примеру, в секции пауэрлифтинга – 86 человек, из них пятеро стремятся к совершенствованию. Остальные ходят к нам, чтобы улучшить свое физическое состояние, подготовить себя к армии, поправить здоровье. Своих, личных результатов они добиваются. Два раза в год проводим районные состязанию по общей физической подготовке. Они включают состязания по отжиманию, подтягиванию и жиму пресса. Новички едва могут от силы отжаться или подтянуться раза два. После регулярных тренировок физическая составляющая значительно улучшается: уже могут выполнить упражнение по 8-10 раз. 

Занятия во всех клубах – бесплатные, нас поддерживает государство. Считаю, что досуг должен быть доступным для любого ребенка, вне зависимости от финансовых возможностей его родителей. 

О поисково-технической секции 

Ею руковожу с момента создания, и она – уникальная не только для нашего края, но и для всей страны. Специально смотрел, чем занимаются российские детские центры, и не нашел аналогов. 

По архивным документам, сообщениям лесников, старожилов устанавливаем примерное местоположение старой техники. Летом с ребятами отправляемся за ней в экспедицию. Были и в окрестностях Елизова, и на островах Курильской гряды, и в разных районах Камчатки. Свои находки вывозим. Так, из Мильковского района привезли американский «Студебеккер». Не так давно узнали, что в одном из районов в болото в конце Второй мировой войны упал американский истребитель «Кинг-кобра». Мы два раза выезжали к месту крушения, но не смогли его вытащить, так как то, что было на поверхности – разобрали «металлоломщики», а то, что осталось, скрывала вода. Но все равно ребятам было интересно посмотреть. В ближайшее время еще раз попытаемся поднять этот самолет. Всего же за 23 года провели 74 выезда. 

Следующий этап – восстановление машины в мастерских. Все, что можно сделать самим, дети выполняют: чистят детали, шкурят, собирают несложные механизмы. Если требуется квалифицированный специалист – кузнец, сварщик, токарь – обращаемся на завод к мастерам, а наши ребята – на подхвате. Весной нам очень помог выпускник Илья Горносталь. Мои ребята искали информацию в Интернете, выполняли расчеты на компьютере, изготавливали 3D-модель, раскраивали металл. На заводе его нарубили, а Илья полностью сварил корпус бронеавтомобиля. Всю машину сделали за 28 дней. 

Постепенно собрали неплохую коллекцию ретро-автомобилей, можно сказать, маленькую автобазу. Кроме «Студебеккера» есть БТР-152, «Виллис», пожарная машина ПМЗ-1, милицейская машина ГАЗ-21 Р, «Победа», которая стала первым такси Камчатки, паровой локомобиль 1936 года выпуска. 

У газогенераторного ЗИС-21, который работает на дровах, интересная судьба. Как-то мы на 9 Мая выставили машину, и увидели на капоте гвоздику. Откуда она появилась – непонятно. На следующий год история повторилась. Оказалось, что цветы клал ветеран, работавший на ней в Быстринском районе в пятидесятые годы. А во время войны ЗИС использовался как шпалорезная машина. Его снимали с колес, ставили на пеньки, и задний мост приводил в действие пилораму. 

Все автомобили на ходу. Ребята обслуживают технику, сами ею управляют. Двадцать лет подряд принимаем участие в парадах на День Победы в краевом центре – Петропавловске-Камчатском. Как в середине девяностых прошли на первой восстановленной машине – БТР-152, на которой укрепили красный флаг, так до сих пор поддерживаем традицию. Сначала, видя нашу колонну, все удивлялись, а сейчас привыкли и с удовольствием приходят посмотреть. 

Чтобы показать нашу коллекцию, проводим день открытых дверей. Ставим свою технику, натягиваем маскировочную сетку, делаем блиндаж и приглашаем всех желающих. Приезжают школьники целыми группами, ведь это очень интересно. 

Позанимавшись в нашей секции, ребята вырастают настоящими патриотами, а к окончанию школы они отлично разбираются в автомобилях, агрегатах, имеют навыки вождения. 

О мечте 

Мечтаю о создании галереи техники, где можно было б разместить всю коллекцию наших автомобилей и сделать экспозицию других артефактов, которые нашли в экспедициях. Можно показать, не только какая была техника во время Великой Отечественной, но и как проходило освоение Камчатки до и после войны. Сейчас хорошими темпами развивается внутренний туризм, и наш музей мог бы стать еще одной точкой в крае, где можно познакомиться с его историей. 

Нам также нужна профессиональная мастерская, оснащенная новым современным оборудованием. Смотришь по телевизору, как за рубежом собирают автомобили. Так мы с детьми то же самое делаем только не в тех условиях. Хотелось бы дальнейшего развития нашего центра, но самая наша большая проблема – кадровая. Людей не хватает. 

О воспитанниках 

За годы педагогической деятельности много ребят повидал, были и те, которых называют трудными. К примеру, к нам в центр пришли два брата, которые угоняли чужие автомобили. Их наклонности удалось направить в нужное русло, и сейчас они успешные предприниматели. Открыли мастерские по ремонту техники. Честно зарабатывают деньги, у всех на хорошем счету. Очень радостно, что удалось вовремя «подхватить» их и изменить жизнь. Конечно, есть и противоположные примеры, но они – единичные. Большинство все же живет нормальной жизнью, получает профессию, заводит семьи. 

У нас часть воспитанников учится в коррекционной школе. Хорошие ребята, очень трудолюбивые, именно из таких получаются великие люди. 

Заметно, как мальчишки, позанимавшись какое-то время, меняются, становятся выносливее, самостоятельнее. Был очень показательный случай, когда паренек, который в начале экспедиции чуть ли не плакал, так ему хотелось домой, а на пятый день уже и возвращаться не хотел. Сейчас Володя работает в МЧС, управляет пожарной машиной.»

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзене: https://zen.yandex.ru/id/5dbac8c735ca3100b13e4594.
Комментарии
Comments system Cackle
Узнавайте о новых героях, участвуйте в обсуждениях!
Похожие истории
Хорошее дело
Евгений Голубев, ученый и краевед из Бурятии, стал отцом в 80 лет
Хорошее дело
Артем Белозеров, юрист из Омска, переквалифицировался в маршрутчики и организовал бесплатный проезд пассажиров
Хорошее дело
Михаил Малахов совершил уникальный автономный поход к Северному полюсу
Хорошее дело
Лариса Романова 18 лет ухаживает за мужем, получившим тяжелейшие травмы после покушения в Чечне